6 января 2003 года. Владимир Путин обладает здоровым аппетитом к дипломатии и не отличается особой привередливостью. Мало кто из остальных мировых лидеров может похвастать, что кушал барбекю по-техасски с президентом США Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush) и хлебал сибирские щи с лидером Северной Кореи Ким Чен Иром (Kim Jong-il).
На этой неделе г-н Путин встречается с премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi), который впервые посещает Москву. Они обсудят пути мирного разрешения противостояния, которое возникло между двумя бывшими партнерами по обеду российского президента. Путем ловкой дипломатии г-н Путин сделал свою страну единственным близким союзником США, который поддерживает коммерческие и дипломатические связи с государствами, именуемыми в Вашингтоне "осью зла" - Северной Кореей, Ираном и Ираком.
Южная Корея уже попросила Москву выступить посредником в урегулировании кризиса на Корейском полуострове. "У России имеются давние и уникальные связи с Северной Кореей, и она, таким образом, может служить эффективным каналом для диалога с Пхеньяном", - сказал заместитель министра иностранных дел Южной Кореи Ким Хан Кюн (Kim Dang-Kyung), посетивший Москву в конце недели.
Пока что дипломатический вклад России ограничился призывами к сдержанности и к многосторонним переговорам. Москва сознательно не сказала, что Пхеньяну следует разоружиться как условие для переговоров с США. Некоторые российские официальные лица скромно высказывают мнение, что США несут ответственность за нынешний кризис, поскольку не торопятся выполнять свою часть обязательств по соглашению от 1994 года, в соответствии с которым Вашингтон должен был помогать Северной Корее развитием инфраструктуры гражданской энергетики в обмен на замораживание ее программы разработки ядерного оружия.
"Москва полагает, что США сделали ошибку, прекратив поставки в Северную Корею жизненно необходимого ей топливного мазута, - говорит один российский комментатор. - Ким Чен Ир просто играет на нервах международного сообщества, пытаясь заставить его решать свои проблемы".
Другие соседи Северной Кореи менее терпеливы. Они хотят, чтобы г-н Путин вмешался. А тем временем г-н Ким, скорее всего, думает, что г-н Путин станет представлять его точку зрения в Вашингтоне, ибо между двумя государствами имеются особые отношения. Г-н Ким дважды посещал Россию. Объем двусторонней торговли России с Северной Кореей составляет 100 млн. долл. США и растет с темпом до 10% в год. Москва является очевидным стратегическим партнером Северной Кореи. Стратегические отрасли промышленности Северной Кореи, построенные по советским стандартам, остро нуждаются в модернизации. Г-ну Киму нужны также российские ракетные технологии и обычные вооружения, однако он не в состоянии за них платить. Пхеньян объявил дефолт по своим внешним долгам в 1987 году.
Для России преимущества носят долгосрочный характер. Г-н Путин лично поддержал грандиозный проект стыковки Транссибирской железнодорожной магистрали с транскорейской железной дорогой, что открыло бы прибыльный путь в Европу для азиатского экспорта. Россия готова выделить на осуществление этого проекта 250 млн. долл. США, однако этой суммы будет мало, а другие источники инвестиций отыскать трудно.
Российский Дальневосточный регион нуждается в расширении торговли. Отраслям, которые базируются на добывании природных ресурсов в удаленной местности, не хватает инвестиций, а местное население сокращается. Общий упадок, особенно в сопоставлении с процветанием в соседнем Китае, является причиной постоянного беспокойства московских политиков, которые опасаются утраты Россией позиций в Азии.
Отсюда и внимание к непопулярному пхеньянскому режиму. Г-н Путин достаточно прагматичен, чтобы добиваться партнерских отношений повсюду, где только возможно. Многосторонний подход Кремля имеет целью дать России голос в глобальных делах, где под угрозой находятся ее национальные интересы, однако Кремль опасается, что ослабленные вооруженные силы и экономика России сводят ее на второстепенную роль.
"В национальных интересах России, чтобы не было кризиса на Корейском полуострове, - говорит Клиффорд Гэдди (Clifford Gaddy) из Брукингского института США. - Не то чтобы Россия пытается набрать очки в отношениях с администрацией Буша-младшего; скорее, дело в том, что, если отдать все на откуп администрации Буша-младшего, обстановка станет еще хуже".