В Латвии поп-дива Мария Наумова была выбрана «Человеком года». Это шикарная блондинка, победившая в мае в Таллинне на фестивале шлягеров Евровидения. Для латышей, судя по всему, данное обстоятельство было важнее, чем осуществление проекта десятилетия, связанного с приемом в НАТО и ЕС. В известной мере тревожное обстоятельство: то есть, такой выбор делает народ, у которого позади страхи по поводу своего выживания и который с удовольствием хотел бы немножко развлечься.
В частности, тот, кто погружается в самый эпицентр серых будней реформируемой Европы, не так уж много видит той «исторической окрыленности», которую с таким удовольствием расписывали главы государств и правительств после встреч в верхах, посвященных расширению ЕС в Праге и Копенгагене.
История, конечно, переписывается постоянно, но при этом не сильно изменяя будни людей. Они продолжают надрываться, чтобы с восточными по меркам зарплатами выживать при уровне цен, который вскоре сравняется с западным. При этом взирают на клику политиков, которая заварила всю эту кашу, с явным скепсисом. Евро-эйфория чувствуется слабо. По этой причине исторический проект западной интеграции трех прежде входивших в состав Советского Союза республик еще долго не будет являться делом решенным.
В частности, перед соответствующими референдумами сокращается то большинство, которое говорит ЕС «да». Все же в Эстонии и Латвии число таких людей незначительно, но стабильно. Демократические тенденции ограничены. В голосовании во время президентских выборов в Литве приняло участие чуть более 50 процентов избирателей, а их результаты демонстрируют глубокие разногласия, существующие между интересами элиты и многими избирателями. Министр иностранных дел Литвы Валионис справедливо считает, что легче было вести переговоры относительно соглашения о вступлении в ЕС, чем убедить население дать благословение на его подписание.
Если истеблишмент, говорящий «да», считает, что сможет с помощью своего авторитета и своих превосходящих финансовых ресурсов подавить опасения сомневающихся, то во время референдумов ему придется столкнуться с неприятной неожиданностью. Подобную заносчивость избиратели наказывали даже в странах с утвердившейся демократией - вспомните, Ирландию, вспомните, Данию. Аргумент, связанный с безопасностью, длительное время определявший дискуссию относительно вступления в ЕС, изжил себя с той поры, как свое приглашение к вступлению сделала НАТО. Больше нет необходимости выбирать ЕС из страха перед вражеским нападением (читай: нападением со стороны России). Причем этого страха в Балтии значительно поубавилось.
Даже трезвой калькуляции денежных потоков, притекающих в Прибалтику из Брюсселя, не достаточно, чтобы гарантировать получения ответа «да». Только когда пройдет через сознание, что естественным местом для малых народов Европы является Европейский союз, лишь тогда будет получен утвердительный результат голосования. Для этого необходимо, чтобы ЕС воспринимал новых малых членов как серьезных партнеров и не считал их сутяжниками, когда те поднимают свои требования. Для этого также необходимо дать отпор местным демагогам, пытающимся с помощью сравнений, которые трудно себе представить, создавать впечатление, будто речь идет о переходе «из одного союза в другой». Различие между аннексией и референдумом, между переговорами о вступлении и насильственным включением в состав союза прибалтийцам должно быть известно.
Географический центр Европы находится вблизи литовской столицы Вильнюс. Но и у того, кто гуляет по улицам Риги или смотрит на Домберг Таллинна, не возникнет сомнений, что место прибалтов - в сердце Европы. И они приходят не как просители. Своим историческим опытом они могут оказать своим новым партнерам ценную услугу. В частности, сегодня над их головами строится «мост в направлении Москвы». Все же потребность в сведущих трансформаторах знаний может быть постоянной. Кое-что перенять у Эстонии, прорвавшейся в эпоху Интернета, может сегодня уже большинство европейцев. А тот, кто ищет на Кавказе примеров мирного стремления к свободе, мог бы вполне познакомиться с этим в Прибалтике.
В Риге, благодаря Марии Наумовой, еще до референдума по вопросу о вступлении в ЕС, состоится следующий фестиваль Евровидения. Может безумный праздник шлягеров поможет вызвать по поводу Европы воодушевление, которое вернет прибалтийские народы на их исконное место на континенте.