Прочитав передовую статью, опубликованную 13-е января 1953 года в газете «Правда», можно было узнать невероятное. Речь в ней шла о «врачах-убийцах», целью которых по поручению «еврейской буржуазно-националистической организации «Джойнт» и американского разведывательного управления являлось уничтожение руководящих кадров СССР». Девять врачей кремлевской больницы, медицинские светила, не раз проверявшиеся на свою лояльность по отношению к высокопоставленным функционерам КПСС, были арестованы уже 9-го января. Шестеро из них были евреями. Под пытками они сознались, что уничтожили не только Жданова (он умер в 1948 году), но якобы посягали и на жизнь Сталина.
Однако до процесса дело не дошло, так как спустя семь недель умер Сталин. Семь врачей были освобождены из-под ареста в апреле, имен двух человек в списке не было, так как они умерли, не выдержав пыток. В 1956 году в своей закрытой речи Никита Хрущев заявлял: «Когда после смерти Сталина мы расследовали «случай», то пришли к выводу, что он был сфабрикован от начала до конца». Он также сообщил, что Сталин пригрозил своему министру безопасности Игнатьеву: «Если Вы не добьетесь от врачей признания, мы Вас укоротим на целую голову». А следователю порекомендовал надежные методы допроса: «Бить, бить и еще раз бить».
Вопрос, который Хрущев оставил открытым и который с той поры постоянно дискутируется: для чего был сфабрикован мнимый заговор врачей? С одной стороны, он вызвал волну доносительства и интриг в непосредственном окружении Сталина. Их жертвами пали министр безопасности Абакумов, секретарь Сталина Поскребышев и глава личной охраны Сталина Власик. А некоторые предполагают, что таким путем подозрительный Сталин планировал лишить власти также Молотова, Микояна, Ворошилова и Берию, бывших до тех пор его ближайшими доверенными лицами. Иосиф Виссарионович думал, что они хотели унаследовать его власть еще при его жизни, как это было, в свое время, в случае с Лениным.
То, что врачей обвиняли, кроме того, в «космополитизме и сионизме», выдает антиеврейскую тенденцию, которая проявилась уже в ходе больших чисток в тридцатые годы. После того, как в 1948 году Советский Союз одобрил создание Израиля, а израильский посол в Москве Голда Меир (Golda Meir) была с триумфом встречена в последней синагоге Москвы, Сталин во всем видел «сионистский заговор». Так, началась новая «чистка», жертвой которой пала значительная часть еврейской интеллигенции, в том числе все известные еврейские поэты, такие, как Бергельсон, Фефер, Квитко. Известный актер Шломо Михоэлс.
В 1952 году последовал процесс против руководства «Еврейского антифашистского комитета», который завершился вынесением тринадцати смертных приговоров. Хотя (или потому) Комитет сослужил Сталину во время второй мировой войны хорошую службу по мобилизации Америки в плане поддержки Советского Союза, он теперь обвинялся в шпионаже. «Заговор белых халатов» хорошо вписывался в план Сталина, согласно которому он, как говорят, собирался в заключение депортировать всех евреев в необжитую «Еврейскую автономную область Биробиджан» на китайской границе.
Как заявил Хрущев, кремлевские врачи были реабилитированы. Но антисемитизм, который Август Бебель (August Bebel) когда-то называл «социализмом глупых парней», не умер вместе со Сталиным. Этот социализм еще долго господствовал в Советском Союзе.