Телевизионные каналы привыкли называть подобные передачи «развлечениями не по сценарию», и при этом продюсеры прекрасно отдают себе отчет в том, что это не просто ложь, а ложь двойная. В последнее время большинство крупных телеканалов Соединенных Штатов, сломя голову, бросились выпускать всевозможные реалити-шоу, идея многих из которых попала в США из Европы: минимум финансовых затрат, быстрый монтаж и элементы жестокости.
Об американских адвокатах говорят, что это такие дельцы, которые готовы бежать даже за каретой скорой помощи, чтобы находящийся в ней пострадавший от несчастного случая мог подать в суд на виновника своих несчастий. Сегодня же адвокаты собираются обивать пороги телевизионных студий, где проходят съемки развлекательных программ: участники всевозможных конкурсов в самом начале реалити-шоу готовы пойти на унижения, лишь бы заполучить главный в приз, но в конце передачи оказывается, что они оскорблены до глубины души и собираются потребовать от организаторов конкурса компенсацию. Судя по всему правы те, кто утверждает, что среднему американцу нравится решать свои жизненные проблемы перед телекамерой или в суде.
Проблемы с законодательством начались у продюсеров так называемого второго поколения реалити-шоу. Первая волна этих конкурсов - проекты, вроде «За стеклом» и «Последний герой» - практически не подвергали конкурсантов никаким унижениям, те лишь были вынуждены выносить присутствие невыносимых соседей в доме или на острове. Новая продукция телевизионщиков эту грань уже переступает и стремится к дикости и желанию опозорить: рождается новый формат телевизионных программ, уже получивший название Humiliation TV (унижающее телевидение - прим. пер.).
Таков, например, пилотный выпуск программы «Culture Shock» (культурный шок - прим. пер.), снятой CBS: в финале конкурса участников подвешивали на веревках за руки и ноги лицом вниз. Испытание носило название «веревки боли», и конкурсанту, продержавшемуся в подвешенном состоянии больше остальных, вручался главный приз. 29-летняя участница конкурса Джилл Мусер (Jill Mouser) получила травму спины и была вынуждена лечь в больницу, где ей в качестве обезболивающего делали инъекции морфия. Мусер подала в суд на продюсеров конкурса, потребовав от них компенсации за нанесенный ей эмоциональный и физический ущерб. При этом в самом начале конкурса она подписала с организаторами соглашение, что не будет подавать на них в суд, какими бы ни были последствия ее участия в шоу. По утверждению адвокатов конкурсантки, в контракте ничего не говорилось о подобных издевательствах. Сама программа в эфир так никогда и не вышла.
В качестве основы для таких передач MTV как «Jackass» (осел - прим. пер.) или «Harassment» (оскорбление - прим. пер.) взяты съемки скрытой камерой, но при этом они совершенно не напоминают те невинные шутки, к которым мы привыкли. Туристам подсовывают в ванную комнату в их номере отеля искусственный труп, а переодетые в полицейскую форму актеры угрожают постояльцам гостиницы завести на них уголовное дело. В результате пострадавшие туристы подали в суд и на телеканал, и на хозяев отеля. В аэропорту Аризоны переодетые в форму охранников актеры заставили пассажира самолета с головой залезть в аппарат для просвечивания багажа: мужчина вылез из него, истекая кровью. И вновь на организаторов подобного развлечения подали в суд. А продюсер программы Питер Фант (Peter Funt) жалуется, что у многих конкурсантов просто отсутствует чувство юмора: «Мы не хотели причинить ему зла. Все получилось случайно, и мы радовались, что не произошло ничего из ряда вон выходящего. Мы сделали запрос в нашу страховую компанию и хотели выплатить ему компенсацию в размере нескольких тысяч долларов, но он отказался».
Профессор центра по исследованию проблем телевидения Университета города Сиракузы Роберт Томпсон (Robert Thompson), считающийся знатоком американской поп-культуры, полагает, что причина популярности подобных конкурсов кроется не в унижении, а в чувстве морального удовлетворения. «Зрителю нравится, что всевозможным унижениям подвергается другой человек, в то самое время, как он сам, находится в безопасности, удобно устроившись в кресле перед телевизором», - сказал Томпсон в интервью журналисту этой газеты.
Руководители телекомпаний прекрасно знают, что производство реалити-шоу не требуют больших затрат и не слишком опасны. Снимается всего пять или шесть игр, которые перестают показывать, если они не набирают надлежащий рейтинг, и разговоры о подобных конкурсах прекращаются уже через месяц. Но факты не могут нас обмануть: большинство каналов возобновило показ практически всех реалити-шоу прошлого сезона. В то время как из 30 сериалов осталось лишь четыре.
А перечень телеунижений можно продолжать до бесконечности. В конкурсе «Fear Factor» (фактор страха - прим. пер.), транслируемом телеканалом NBC участникам предлагают отведать суп из крысы или овечьи глаза; а в «Glutton Bowl» (обжора - прим. пер.) побеждает тот, кто съест больше остальных.