«Для нынешнего хозяина Кремля отношения с США остаются приоритетными, даже если это потребует дальнейших уступок, в частности, по иракскому кризису». Таково мнение Сильвен Паскье, обозревателя ведущего французского политического еженедельника L'Express. По мнению автора, даже в случае вторжения США в Ирак президент России Владимир Путин не пойдет на обострение отношений с Вашингтоном.
В комментарии под заголовком «Путин и американский друг», опубликованном в номере L'Express за 9 января, Сильвен Паскье, в частности, отмечает: «Как можно быть «другом» Джорджа Буша без того, чтобы быть с ним на равных? Владимир Путин понимает, чего стоит укрепление союза с супердержавой, претендующей на гегемонию в планетарном масштабе┘ Когда спор переходит в ссору, угрожая «стратегическому партнерству» с большим американским братом, Кремль возражает, «сожалеет», и в конце концов смиряется. За редкими исключениями».
Автор комментария подчеркивает, что Россия и США придерживаются различных подходов к разрешению иракского кризиса. Москва выступает за мирное решение проблемы, Вашингтон настаивает на военной операции. «Чтобы сдержать воинственный настрой США в отношении Багдада, - подчеркивает Сильвен Паскье, - Россия при поддержке Франции настаивает на том, чтобы соответствующие решения принимались в рамках ООН».
Российская сторона, продолжает автор, поддержала резолюцию СБ ООН номер 1441, которая предупреждает Ирак о «серьезных последствиях» в случае отказа от сотрудничества с ООН. Однако эта «расплывчатая формула предвещает новые российско-американские разногласия». Иными словами, США под «серьезными последствиями» понимают право на военную операцию против Багдада, но в Москве не согласны с такой трактовкой этой формулировки. «Российские официальные лица расценивают как «неприемлемое» попытку применения силы «в одностороннем порядке», - отмечает L'Express.
Автор продолжает: «Путин старается произвести впечатление ответственного руководителя, расстроенного поведением США. В ходе недавнего визита в Китай он воткнул бандерильи в спину американского друга, объясняя при этом своей аудитории, что в борьбе с Ираком предпочтительно избежать конфронтации». Однако, по словам европейского дипломата, критика российского лидера в адрес США была призвана «ослабить обеспокоенность Пекина по поводу политики Путина, направленной на сближение с Вашингтоном».
«Со своей стороны, - продолжает L'Express, - Джордж Буш, стремясь щадить чувствительность дорогого Владимира, выразил ему полную поддержку во время захвата заложников в Москве в октябре прошлого года. Он обещает России поддержку в вопросе о ее вступлении во Всемирную торговую организацию, и это обещание его мало к чему обязывает: самые сложные переговоры по этому вопросу придется вести не с США, а с Евросоюзом.
Едва завершился саммит в Праге, открывший дорогу расширению НАТО, как Буш поспешил в Санкт-Петербург, чтобы «ободрить» Путина. Однако российские генералы не перестают сердиться. Как объясняет московский военный эксперт Павел Фельгенгауэр, глава государства и министр обороны России обещали военным, что партнерство с США носит характер «временного тактического поворота», призванного облегчить доступ России на рынок западных капиталов и технологий. Теперь же генералам приходится терпеть присутствие американцев в Центральной Азии и в Грузии».
Касаясь энергетического диалога, начавшегося между Москвой и Вашингтоном в мае прошлого года, Сильвен Паскье подчеркивает: «В настоящее время объем российских поставок нефти в США едва составляет 1% от всего объема американского импорта, и придется инвестировать в российские инфраструктуры миллиарды долларов, чтобы добиться увеличения этих поставок к 2007 году».
Автор комментария считает, что «Кремль извлек урок из ошибки, совершенной во время бомбардировок НАТО в Югославии». По мнению Сильвен Паскье, ошибка заключалась в том, что Борис Ельцин тогда пошел на обострение отношений с США. Однако Владимир Путин, по мнению автора, придерживается другой тактики: если США осуществят вторжение в Ирак, Москва не пойдет на осложнение отношений с Вашингтоном. Вместо этого российский лидер будет добиваться от Джорджа Буша дальнейших уступок в политической, финансовой и экономической областях.
Автор продолжает: «22 ноября в Санкт-Петербурге Джордж Буш на словах обещал защитить российские интересы в Ираке, не уточнив деталей. «Давно известно, что между Москвой и Вашингтоном заключена тайная сделка по поводу развития событий после вторжения в Ирак», - говорит информированный источник. Россию, в частности, волнует проблема иракского долга перед Москвой, достигающего 7-8 млрд. долларов.
Также Москва обеспокоена по поводу судьбы 300 российских компаний, сотрудничающих с Багдадом. Российские нефтяные компании, которые покупают и продают 40% иракской нефти в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие», опасаются потери своих позиций по освоению богатейших месторождений нефти страны.
В начале октября, в рамках первого российско-американского энергетического саммита в Хьюстоне, министр энергетики США Спенсер Абрахам достиг негласного соглашения с главой ведущей российской нефтяной компании Вагитом Алекперовым». Суть соглашения в том, что российская сторона получила гарантии сохранения своих позиций в Ираке в случае смены режима в этой стране. Ответным шагом Багдада на закулисное соглашение Абрахама и Алекперова стало аннулирование важного контракта с «Лукойлом».
«Москву больше всего волнует цена на нефть на мировом рынке. Пока цена поднимается, но если США возьмут под свой контроль иракскую нефть и начнут ее выкачивать, то по мнению многих экспертов, цена за баррель упадет ниже 20 долларов, в лучшем случае -до 14-16, в худшем - до 12-14 долларов за баррель.
Оба эти сценария катастрофичны для Москвы, которая формировала свой бюджет, рассчитывая на то, что в 2003 году цена на нефть будет не ниже 21,5 доллара за баррель». L'Express напоминает, что в 2003 году России для погашения своего внешнего долга придется выплатить 17 млрд. долларов.
По мнению автора комментария, сотрудничество России с Ираном в ядерной сфере - это «одна из немногих сфер, где Владимир Путин отказывается идти на уступки, полностью отрицая опасность ядерного распространения. Кремль также отвергает обвинения Вашингтона в адрес Пхеньяна, расстилая красный ковер перед диктатором Северной Кореи».