Недоверие к иностранцам имеет в России глубокие корни. И подобное отношение к лицам, приехавшим из-за границы, вновь расцветает пышным цветом в среде местных государственных чиновников и бюрократов, привыкших весь мир мерить в соответствии с критериями холодной войны и повсюду видеть шпионов. Такая позиция нынешних руководителей становится понятной, если вспомнить, что многие из них прежде служили в органах государственной безопасности.
Прекращение деятельности Организации по сотрудничеству и безопасности в Европе (ОБСЕ) в Чечне и Американского Корпуса Мира на территории России, а также некоторые заявления высокопоставленных лиц российского государства - например, министра обороны и главы ФСБ - являются примерами недоверия, проявление которого можно вновь наблюдать в России. Руководители различных организаций либерального характера, поддерживающие связи с зарубежными обществами, в конфиденциальных беседах рассказывают, что начинают ощущать на себе давление со стороны спецслужб, сотрудники которых наносят им постоянные визиты и интересуются их иностранными гостями.
С осени прошлого года выдачей виз лицам, приглашенным российскими организациями, занимается не министерство иностранных дел, как это было прежде, а МВД. Иностранцы, приехавшие в Россию после изменения процедуры выдачи виз, жалуются, что столкнулись с препятствиями при их получении. Как заявил один из сотрудников МВД, когда российские организации, устраивавшие международную конференцию, просили разрешения выдать визы видным общественным деятелям Запада: «Для России лучше, чтобы они не приезжали».
В воскресенье пограничники из московского международного аэропорта «Шереметьево-2» не впустили в страну известного немецкого журналиста Гюнтера Вальрафа (Guenter Wallraff), который вместе с бывшим министром труда Германии Норбертом Блюмом (Norbert Bluem) и главой гуманитарной организации «Cap Anamur» направлялся в Чечню с целью наблюдения за соблюдением прав человека в этой республике. По сообщению агентства «Интерфакс», Вальрафу не разрешили въехать в Россию, так как у него была простая туристическая, а не журналистская виза.
Руководители ОБСЕ были вынуждены закрыть свое представительство в Чечне, в котором работало шесть человек, после того, как Россия отказалась продлить им визы. Глава представительства ОБСЕ в Чечне рассчитывал на посильное участие этой организации в переговорах между конфликтующими сторонами и возможность ослабления напряжения между ними. Деятельность ОБСЕ, которая в настоящий момент уже начала сворачивать свою миссию в республике, была ключевой в процессе переговоров, закончившихся выборами 1997 года. После голосования президентом республики стал Аслан Масхадов, которого сегодня Кремль считает одним из главных чеченских преступников. В настоящий момент российские власти готовятся к проведению в республике всенародного референдума, который должен будет принять Чеченскую Конституцию и даст республике статус своеобразного автономного образования. Москва настаивает на проведении референдума, несмотря на отсутствие Чечне условий безопасности. В этом смогли убедиться члены Президентской комиссии по правам человека Людмила Алексеева и Светлана Ганнушкина, чудом спасшиеся во время терракта в Доме правительства в Грозном. Похоже, что подобное отношение к деятельности ОБСЕ объясняется стремлением Кремля пересмотреть некоторые международные соглашения, позволявшие в эпоху Ельцина иностранным организациям осуществлять в стране политический контроль.
К настоящему времени Москва изменила свое отношение и к некоторым другим договорам. Так в конце 2002 года Россия объявила о прекращении действия соглашения, подписанного с Соединенными Штатами и разрешавшего деятельность Корпуса Мира на территории страны. По мнению российских руководителей, сегодня нет никакой необходимости в помощи этих американских добровольцев. Еще раньше российские власти отказались продлить визы 30 сотрудникам Корпуса Мира: глава ФСБ Николай Патрушев пояснил, что среди них находились те, кто «собирал информацию о социально-политической и экономической ситуации, о сотрудниках правительства и руководителях государства, а так же и о проведении выборов» в провинции.
На прошлой неделе министр обороны Сергей Иванов намекнул, что под прикрытием Комитета Солдатских матерей действуют секретные службы иностранных государств, пытающиеся подорвать авторитет российской армии. Комитет, помогающий солдатам отстаивать свои права и защищаться от произвола вышестоящих офицеров, финансируют иностранные организации, но, по словам ответственного секретаря «Солдатских Матерей» Валентины Мельниковой, деятельность этого общества, выплачивающего все налоги, совершенно прозрачна. Недоверие к «помощи со стороны Запада» выказывал и президент России Владимир Путин, заявивший, что в этой области действуют службы разведки иностранных государств.