11 января 2003 года. Когда московский представитель Конгресса производственных профсоюзов США (AFL-CIO) Айрин Стивенсон (Irene Stevenson) уезжала из России на рождественские каникулы, у нее не было никаких оснований думать, что что-то идет не так. Все ее бумаги были в порядке, виза не истекла. Но, когда она возвращалась обратно в Россию, в аэропорту "Шереметьево" ее неожиданно вывели из очереди на паспортный контроль и объявили, что во въезде в страну ей отказано, предложив улететь домой первым же рейсом. Г-жа Стивенсон, проживавшая в Москве с 1989 года, не получила никаких разъяснений по поводу своей высылки, кроме неясной ссылки на "интересы национальной безопасности".
Если бы в ее истории было что-то необычное, она привлекла бы к себе внимание некоторого числа дипломатов и, быть может, многих россиян, которым за эти годы помогла г-жа Стивенсон. К сожалению, ее внезапная высылка является всего лишь самым свежим, и самым вопиющим, примером дурного обращения российского правительства с иностранцами, которые конкретно помогают укреплению либерально-демократических ценностей в России.
В конце декабря российское правительство дало понять, что не будет в дальнейшем терпеть у себя присутствие волонтеров Корпуса мира США (Peace Corps). В этом месяце начала выводить свой персонал из Чечни, также по требованию российского правительства, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), несмотря на тот факт, что ОБСЕ ранее помогла добиться перемирия в этой раздираемой войной республике.
Эти инциденты последовали за несколькими годами гонений на низком уровне против российских и зарубежных независимых организаций в Москве и, в последние месяцы, более прямых конфронтаций властей с ними. Федеральная служба безопасности (ФСБ) России начала вызывать на допросы и организовала наружное наблюдение за активистами правозащитных организаций в Москве и в провинции. Время от времени кого-то из них избивают. Хотя притеснения такого сорта не представляют собой возврата к советским временам - правозащитные организации существуют и по-прежнему работают легально - они все же свидетельствуют о заметном изменении климата.
Г-жа Стивенсон не имела никакого касательства к национальной безопасности России: она помогала строить в России гражданское общество. Тем не менее, ее высылка совпала с сокращением в Соединенных Штатах ассигнований как раз на такого рода программы на том основании, что Россия якобы "в них больше не нуждается". Это далеко не так, и данный пример свидетельствует, что в России наблюдается откат от демократии. Высылка г-жи Стивенсон требует реакции на самом высоком уровне. Возможно, президенту США Джорджу Бушу-младшему (George W. Bush) следует снова заглянуть в глаза президенту России Владимиру Путину и спросить у него, куда тот ведет свою страну.