Эмиграция или государственный переворот - эти два варианта сегодня являются предметом спекуляций, когда говорят о том, как все же можно предотвратить войну. Альтернативу номер один - комфортно обставленную эмиграцию президента Саддама Хусейна (Saddam Hussein) - только что исключил Тарик Азиз (Tarik Asis), один из вынужденных быть верным подданным диктатора. Первый заместитель премьер-министра категорично заявил в интервью британскому радиоканалу "BBC" следующее: «Саддам Хусейн не покинет свою страну. Скорее, он будет оставаться в Ираке «до последнего выстрела». Таким образом, улетучиваются и без того слабые надежды на то, что Саддам Хусейн убережет свой народ от войны, уйдя в отставку. Эмиграция тоже не подходит для этого человека, оказавшегося во главе государства благодаря насилию и удерживающегося на своем посту, в отличие от всех своих предшественников, вот уже три десятилетия.
МАГАТЭ требует год времени
Другая возможность - избежать войны с помощью государственного переворота, организованного Россией, выглядит еще более нереальной. В частности Юрий Балуевский из российского Генерального штаба сказал несколько дней назад корреспонденту газеты «Московский комсомолец», что если американцам неприятны такие руководители, как Саддам Хусейн и Ким Чен Ир (Kim Jong Il), то Вашингтон должен этих диктаторов уничтожить, а не вести войну против безвинного населения. Но планы симпатизирующих России иракских генералов по устранению Саддама Хусейна вряд ли имеют шансы на успех.
В прошлом году президент Владимир Путин, очевидно, одобрил такие планы. И вот теперь, согласно американским источникам, он от такой мысли пока отказался. Среди прочего по той причине, что кандидаты в правопреемники якобы оказались неприятными для США. Говорят также, что иракские генералы дали понять, что этот ход имел бы большие перспективы на успех, если бы он был сделан в ходе американских бомбардировок. Но государственный переворот, как это рассчитала Москва, должен иметь целью предотвращение американского нападения для того, чтобы сохранить влияние России в Ираке. Расчет Путина заключается в том, что свержение Саддама иракскими офицерами, симпатизирующими России, в ходе войны было бы для Москвы не особенно выгодным.
Еще один и тоже, скорее, невероятный сценарий - перенос времени начала войны на более поздние сроки. Так, и руководитель инспекторов ООН Ханс Бликс (Hans Blix), и Мохаммед эль-Барадай из Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) заявили, что инспекторам по вооружениям потребуется, по меньшей мере, год, чтобы получить соответствующее представление об иракском военном потенциале. От имени Барадая пресс-секретарь МАГАТЭ Марк Гвоздеки (Mark Gwozdecki) заявил, что Ирак - большая страна: «Нужно проверить большие территории, и есть масса заводов, которые необходимо проинспектировать». В отличие от Гвоздеки председатель официального консультативного органа Министерства обороны США Ричард Перл (Richard Perle) считает, что инспекторы не найдут оружие массового уничтожения Саддама. «Если инспекторы не знают точно, где искать, шанс на то, что они что-то найдут, практически равен нулю». "Washington Post" процитировала одного американского чиновника, который сказал, что 27-е января - «день начала последней фазы в конфронтации». Эта фаза завершится «решительными действиями».
Блэр: Саддам будет разоружен
Между тем, британский премьер Тони Блэр (Tony Blair) назвал «неизбежным» то, что Саддам Хусейн будет разоружен. Открытым, по его словам, остается только вопрос, как это произойдет: мирным путем или в результате военного конфликта. По словам Блэра, у Саддама еще остается шанс для мирного разрешения ситуации, если он будет сотрудничать с инспекторами по вооружениям в полном объеме, поскольку тот «хорошо представляет, что должен делать». Однако, если Хусейн не станет соблюдать резолюцию ООН, тогда «без сомнения» его разоружат силой. В то время, как в Великобритании, судя по всему, ширится скептическое отношение по поводу британского участия в военной операции в Ираке, Блэр не оставляет сомнений в том, что в случае конфликта он займет сторону США. Он никогда не послал бы войска для участия в войне, если бы не считал это необходимым. В этом случае речь идет о «прямой угрозе» национальной безопасности страны.
Большую озабоченность, по его словам, у него вызывает то, что оружие массового уничтожения тех видов, которыми обладает Ирак, может попасть в руки террористов. Дословно он сказал так: «Если мы не нанесем удар, то оружие массового уничтожения и терроризм найдут друг друга - это лишь вопрос времени». Блэр сказал, что понимает озабоченность населения, но то, что Ирак должен быть лишен оружия, - это его «страстное убеждение». Эту тему, продолжал Блэр, он поднимал уже в ходе своей первой встречи с президентом США Джорджем Бушем (George Bush) - «и, если бы Буш не согласился со мной тогда, я бы заставил его сделать это сегодня».