Бывший президент США Джимми Картер является президентом Картеровского центра в городе Атланта
14 января 2003 года. Обстановка в Корее вызывает сверхъестественное ощущение дежавю (deja vu - нечто, что уже было, фр. - прим. пер.). Почти 9 лет назад президент Ким Ир Сен (Kim Il Sung) изгнал из страны международных инспекторов и угрожал начать вырабатывать (оружейный) плутоний из тех запасов отработанного ядерного топлива, которые имелись на старом графитовом ядерном реакторе в городе Йонбен (Yongbyon).
Администрация Клинтона (Bill Clinton) отвергла переговоры с Северной Кореей и изучала возможность военной операции с целью уничтожения северокорейского ядерного объекта, а также добивалась, чтобы Совет Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН) ввел против Северной Кореи экономические санкции. Северокорейцы заявили, что подобные санкции будут ими расцениваться как акт войны. Было очевидно, что военные Соединенных Штатов и Южной Кореи могут одержать победу, однако многочисленные сухопутные войска Северной Кореи нанесут им массовые потери.
Как и сегодня, изолированная и испытывающая экономические трудности страна была сфокусирована на том, чтобы разрешить главные противоречия с Соединенными Штатами. Глубоко подозрительные и, возможно, параноидные северокорейцы требовали гарантий от ядерного нападения и возможностей для развития нормальных двусторонних отношений.
По приглашению Ким Чен Ира и с одобрения Белого дома (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) я поехал в Пхеньян и вступил в прямые переговоры с человеком, которого именовали Великим Вождем. Он согласился заморозить деятельность ядерного реактора в Йонбене и разрешить международным инспекторам осуществлять контроль за выполнением этого соглашения. Соединенные Штаты в ответ должны были пообещать, что против Северной Кореи не будет применено ядерное оружие, а вместо ядерного реактора "Йонбен" будут построены два современных ядерных реактора на легкой воде. А пока что в интересах выработки электроэнергии будут осуществляться ежемесячные поставки в Северную Корею топливного мазута.
Впоследствии смерть Ким Ир Сена, которого на этом посту сменил его сын, Ким Чен Ир (Kim Jong Il), помешала более быстрому осуществлению договоренностей, однако эти предложения относительно развития ядерной энергетики были официально названы "согласованной основой" (Agreed Framework) отношений между двумя странами, к которой присоединились также Южная Корея и Япония.
Ким Ир Сен хотел обсудить долгосрочные проблемы, имея в виду установить нормальные отношения между двумя Кореями и также с Северной Америкой. Он согласился на немедленную встречу на высшем уровне с южнокорейским президентом для обсуждения вопроса о взаимном посещении северными и южными корейцами своих родственников по другую сторону внутренней границы на Корейском п-ове, а также вопроса о претворении в жизнь принятых в 1992 году общих принципов, касающихся будущего объединения двух Корей.
Его предложения относительно переговоров с Соединенными Штатами включали сотрудничество в деле перезахоронения на родине останков погибших американских военнослужащих; поэтапное сокращение численности вооруженных сил двух Корей до 100000 человек с каждой стороны, при одновременном пропорциональном сокращении численности группировки вооруженных сил США на территории Южной Кореи; вывод дальнобойной артиллерии и других наступательных вооружений из районов, расположенных вблизи демилитаризованной зоны; а также взаимные инспекции с целью обеспечения вывода ядерного оружия с Корейского п-ова.
Хотя обещанные ядерные реакторы на легкой воде построены не были, в отношениях между Северной Кореей и Соединенными Штатами удалось добиться существенного прогресса, о чем свидетельствовали успешные переговоры в Пхеньяне государственного секретаря США Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright).
Администрация Буша-младшего (George W. Bush) внесла изменения в отношения с обеими Кореями. Непризнание "политики солнечного света" (sunshine policy), которая принесла Нобелевскую премию мира южнокорейскому президенту Ким Дэ Джуну (Kim Dae Jung), заявление, что Северная Корея является частью "оси зла", публичные высказывания, что к новому Великому Вождю питают отвращение как к "пигмею", который сознательно морит голодом собственный народ, что Америка готова вести две войны одновременно и что наша система противоракетной обороны (ПРО) является щитом от Северной Кореи - все это подтолкнуло многих в этой стране к выводу, что они являются следующими после Ирака в списке целей, по которым собирается нанести удар Америка.
Когда появились доказательства, что Пхеньян получает обогащенный уран, что является прямым нарушением "согласованной основы", президент Буш-младший объявил, что никаких переговоров с Северной Кореей не будет до тех пор, когда она полностью откажется от своей программы выработки ядерных материалов оружейного качества. Ежемесячные поставки в страну топливного мазута были прекращены.
Сегодня в очередной раз из страны изгнаны международные инспекторы, а северокорейцы объявили, что не намерены в дальнейшем соблюдать Договор о нераспространении ядерного оружия (Non-Proliferation Treaty) и соглашение об отказе от летных испытаний своих баллистических ракет. Это серьезная угроза региональному и глобальному миру. Северная Корея предложила допустить на свои ядерные объекты инспекторов из Соединенных Штатов, чтобы те могли удостовериться, что она не разрабатывает ядерного оружия, но только полный международный мониторинг способен подтвердить или опровергнуть мнение о том, что северокорейцы приняли решение создать собственный ядерный арсенал, или же, что они используют эту угрозу как уловку с целью добиться заключения двусторонних соглашений с Соединенными Штатами.
Ясно, что мировое сообщество не может позволить северокорейцам создать ядерный арсенал. Их необходимо убедить, что они будут в большей безопасности без ядерного оружия, и что нормальные дипломатические и экономические отношения с Соединенными Штатами возможны.
Как объявленная Северной Кореей ядерная политика, так и отказ Америки от прямых переговоров с ней противоречат региональным и глобальным интересам. К сожалению, обе стороны должны "спасать лицо", даже если при этом обстановка серьезно ухудшается.
Для того чтобы найти выход из создавшегося тупика, необходим некий форум - быть может, созванный Россией или Китаем - в рамках которого могут быть разрешены эти тревожащие разногласия. Могут быть подтверждены принципы "согласованной основы" от 1994 года, вместе с полным и поддающимся проверке соблюдением Северной Кореей Договора о нераспространении ядерного оружия, а также с твердым заявлением Соединенных Штатов о том, что они не станут нападать на Северную Корею, пока эти соглашения остаются в силе. Тогда, быть может, удастся претворить в жизнь более далеко идущие договоренности, которые были обсуждены с Ким Ир Сеном, и в воссоединившейся Корее наступит прочный мир.