Москва, 13 января 2003 года. В России активно обсуждается вопрос о том, как доставлять на мировые рынки огромные запасы сибирской сырой нефти. Экспорт российской нефти очень быстро стал центральным для отношений России с остальным миром. Объемы добычи нефти возрастают, и вскоре Россия столкнется с тем, что пропускная способность ее нефтепроводов окажется недостаточной для транспортировки нефти на мировые рынки. Пришло время строить новые нефтепроводы, портовые терминалы и хранилища. Обсуждается, в частности, вопрос, с кем России следует связать свое нефтяное будущее: с Китаем или с Японией.
Другой темой для дискуссий является идеологическое столкновение из-за вопроса, кому следует владеть и контролировать нефтепроводы России: частной индустрии или государству.
Когда эти вопросы будут урегулированы, география экспортных маршрутов на многие десятилетия вперед определит экономические и политические последствия этих решений. Конечной точкой для двух конкурирующих проектов транспортировки сибирской нефти станет Восточная Азия. Любой из предлагаемых сегодня проектов будет иметь первостепенное значение для России, которая сегодня вынуждена отправлять сибирскую сырую нефть в Европу морем.
Японская правительственная делегация, посещавшая Россию на прошлой неделе, предлагает строить нефтепровод из района города Ангарск в порт Находка. Этот стоящий 5 млрд. долл. США нефтепровод протяженностью 2500 миль (1 сухопутная миля = 1,609 км) предлагается проложить по российской территории, хотя когда-нибудь от него может быть проложено ответвление и в Китай.
Конкурирующим проектом является более дешевый и более короткий маршрут из района города Ангарск в индустриальный район на северо-востоке Китая. За этот проект агитирует одна из крупнейших в России частных нефтедобывающих компаний, "Юкос", которой принадлежит значительная часть нефтяных ресурсов региона.
Российское правительство пока не объявило, какой из проектов для него предпочтителен.
До визита в Москву на прошлой неделе премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) большинство ставили на китайский маршрут нефтепровода. Переговоры с Китаем продвинулись гораздо дальше, и отказ от этого плана сейчас рискует омрачить отношения между Россией и Китаем. К тому же, некоторые аналитики скептически оценивают экономическую обоснованность проекта строительства нефтепровода в порт Находка. Для того чтобы этот маршрут был экономически выгоден, по нему необходимо перекачивать до 1 млн. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л) нефти в сутки, и кое-кто сомневается, что на слабо развитых нефтяных месторождениях Восточной Сибири удастся достичь таких высоких показателей добычи. Напротив, для китайского маршрута потребуется всего 400000 баррелей нефти в сутки.
Вполне вероятно, что предложение Японией трассы в Находку является тактическим ходом, который преследует цель затормозить заключение российско-китайского соглашения, сказал Филип Воробьев, специалист по России из корпорации "Cambridge Energy Research Associates". Он полагает, что, может быть, японцы тем самым хотели сказать: "Мы, возможно, сможем сделать что-то лучшее, более масштабное". Но только время покажет, будет ли такой проект практически осуществимым.
Пока никто из российских нефтедобытчиков не поддержал идею строительства нефтепровода в Находку обязательством поставлять для него свою нефть. И все-таки визит г-на Коидзуми подхлестнул осуществление данного проекта. Сергей Григорьев, представитель компании "Транснефть", которая имеет государственную монополию на трубопроводы, сказал, что маршрут в океанский порт позволит России экспортировать нефть в другие страны Азии или даже в Соединенные Штаты Америки. "Транснефть" поддерживает план строительства нефтепровода в Находку.
Однако роль самой компании "Транснефть" в России подвергается переоценке. Частные нефтедобывающие компании выступают за то, чтобы им было дано право самим строить нефтепроводы для транспортировки своей нефти. Правительство, кажется, не удалось убедить в этом. В пятницу в Мурманске премьер-министр Михаил Касьянов без обиняков заявил, что российские трубопроводы должны принадлежать государству. Это его высказывание явилось ударом для группы компаний, которые в конце прошлого года с большой помпой объявили о плане строительства собственного нефтепровода в Мурманск для транспортировки сырой нефти морем в Америку.
Один из менеджеров компании "Сибнефть", которая намерена участвовать в проекте строительства нефтепровода в Мурманск, заявил, что высказывания г-на Касьянова "нас разочаровали". Однако в частном порядке российские нефтяные компании полагают, что эти высказывания являются началом диалога с правительством, который может окончиться в их пользу.