Проблема отсутствия интереса французских подростков к изучению школьных дисциплин превратилась в общенациональную. По сообщению газеты Le Monde, этот вопрос предполагалось обсудить на совещании руководства Национального Совета по программам - органа, контролирующего процесс преподавания в школах и ВУЗах страны.
В комментарии обозревателя Люка Броне, опубликованном в номере Le Monde за 14 января, в частности подчеркивается: «Ученики скучают на школьных уроках. Это утверждение, возможно, столь же старо, как и сама школа. Поколения учащихся во время учебных занятий ждут лишь одного - чтобы урок, наконец-то, побыстрее закончился! Новость состоит лишь в том, что теперь эта тема становится предметом обсуждения руководителей, ответственных за процесс обучения в средних школах. Так Национальный Совет по программам, призванный контролировать содержание образовательных программ, проводит 14 января коллоквиум на тему: «Школьная культура и скука».
Далее в комментарии Le Monde говорится: «85% молодых учителей признают тот факт, что у школьников отсутствует интерес к учебе, причем галдеж во время уроков зачастую сопровождается агрессивным поведением. Ученик, который скучает на уроке и плохо себя ведет, является потенциальным возмутителем спокойствия.
Приоритетная задача состоит в том, чтобы сделать процесс обучения интересным и осмысленным для подростков. Но как этого достичь? «Должна ли школа пресекать склонность учащихся к буйному поведению на уроках или же ей нужно приспосабливаться к этим развлечениям?», - задается вопросом Национальный Совет программ, в который входят философы, социологи, научные сотрудники.
Очевидно, что скука, которая всегда существовала, видоизменилась. «Ученики научились скучать вежливо. Но тревожит то, что сегодня ученики используют для ее выражения средства и приемы, недопустимые в средних школах», - говорит Филипп Мейрье, научный сотрудник в сфере образования. Галдеж уступил место поведению более провокационному и агрессивному. Скука стала «демонстративной», по выражению Филиппа Мейрье, который приводит в пример открытое использование на уроках аудиоплейеров, косметики и чтение иллюстрированных журналов.
Учителям, несомненно, стало тяжелее. Согласно исследованию, проведенному в марте 2001 года Национальным союзом школьного образования (SNES), 85% молодых учителей говорят, что сталкиваются с проблемой отсутствия интереса у учеников.
33% учителей всех возрастов видят главную трудность во взаимоотношениях с учениками в отсутствии мотивации. Согласно другому исследованию, проведенному для SNES в марте 2002 года, сами ученики открыто говорят о своей скуке, когда их об этом спрашивают.
В ходе опроса, проведенного в рамках инспекционной проверки знаний в лицеях, организованной министром образования (бывшим министром образования - прим. пер.) Клодом Аллегром в 1998 году, учащиеся лицеев заявили об «отсутствии желания» учиться.
Самые неприятные для них предметы: грамматика, геология, история (исторические даты), математика - все эти дисциплины, по их признанию, «усыпляют».
Критика касается также некоторых других видов образовательной деятельности. 72% учеников считают особенно отталкивающей зубрежку наизусть, 68% школьников самым скучным признают изучение явлений "давно минувших дней", мало связанных с их образом жизни, для 58% юных респондентов наиболее тягостно изучение второстепенных дисциплин.
"Для учеников жизнь продолжается, но где-то вне школы», - говорит Жак Бируст, преподаватель психологии, автор исследования, изучающего причину скуки учащихся технических лицеев.
Процесс обучения даже по самому скучному предмету позволяет сделать привлекательным использование новых технологий. В начальной школе в новых учебных программах сегодня официально рекомендовано чтение молодежной литературы, это затрагивает учеников, в противном случае рискующих остаться равнодушными к чтению. Сами школьные учебники приобрели более привлекательную для чтения форму.
Вся трудность заключается в том факте, что ученики сегодня переносят скуку с меньшей терпимостью, чем ранее. Она стала, согласно CNP, "главным грехом современной эпохи».
"Мы имеем дело с детьми дистанционного управления. Они не переносят пассивности и бездействия", - объясняет Филипп Мейрье. "Школьная культура исторически складывалась в противостоянии с семьей и религией. Сегодня нужно добавить еще одного конкурента, культуру средств массовой коммуникации, в которой главную роль играют скорость и свободное время», - говорит Жиль Липовецки, член CNP и профессор философии.
Для философии «школа - это медленное время, противоположное феномену, получившему название "zapping", что означает привычку телезрителя переключаться с одного телеканала на другой с помощью пульта дистанционного управления. И вот этот контраст делает скуку «неизбежной».
Скука, аскетизм, строгость - неизбежные приметы нашего времени? Филипп Мейрье считает, что в преподавательских кругах всегда существовали как сторонники «педагогики упражнений», считавшие основой обучения зубрежку и повторение, так и защитники «педагогики интереса», видевшие двигатель школьной работы в самом учащемся и его мотивации. В реальности эта борьба идет внутри каждого преподавателя. "Это напряжение плодотворно. Хороший учитель должен уметь работать на двух регистрах: с одной стороны, используя интерес учеников, с другой стороны, приучая их к строгости и концентрации», - подчеркивает исследователь.
По этой причине министр образования Франции Люк Ферри не считает «охоту на скуку» приоритетной задачей. Ферри, который признает сам, что в свое время сам «со страшной силой скучал» в школе, разделяет скуку на «хорошую» и «плохую». "Школьная культура не предназначена для того, чтобы быть развлекательной. Некоторые учебные дисциплины сложны», - объясняет он, оправдывая отсутствие желания к изучению некоторых школьных предметов. "Надо бороться со скукой, связанной с отсутствием смысла. Когда ученик не видит смысла в том, что он изучает, когда он просто складирует знания, это, на мой взгляд, его раздражает", - говорит он. Так что размышления над методами борьбы со скукой предполагают, скорее, не столько поиск игровых элементов в процессе обучения, сколько работу по наполнению самих предметов реальным смыслом.
Люк Ферри признается: "Я весьма плохо воспринимал авторитарные методы, которые доминировали в лицее, в котором я учился".