История продолжается: уже не одно десятилетие в Средней Азии идет высыхание Аральского моря. И все безумнее становятся проекты по его спасению.
Можно ли еще спасти Аральское море? Этим вопросом задаются защитники окружающей среды, но постоянно ставят его и местные политики в связи с заметным высыханием водного бассейна, расположенного между Казахстаном и Узбекистаном. По оценкам экспертов природоохранной программы ООН (Unep), считавшийся в прошлом четвертым в мире по величине водный бассейн потерял 75 процентов от своих размеров и к 2020 году исчезнет совсем.
«Правительства стран Средней Азии демонстрируют, когда заходит речь о спасении Аральского моря, не более чем показную активность, - говорит один из наблюдателей в Ташкенте, давно отслеживающий политику в сфере охраны вод и окружающей среды. - Они апеллируют к Западу, у самих же нет никакой концепции».
Свою беспомощность, что касается прежде простиравшегося на 400 километров высыхающего моря, соль и пески которого достигают арктического океана, главы среднеазиатских государств продемонстрировали в очередной раз во время последней ежегодной встречи в таджикской столице Душанбе, когда в целях предотвращения «глобальной катастрофы» они приняли решение об оперативной разработке до 2010 года плана действий. К этому они потребовали привлечения комиссии ООН, «которая должна изучить вопрос, каким образом можно предотвратить гибель Аральского моря».
Но о том, что они, скорее, сами не верят в то, что море можно спасти, свидетельствует тот факт, что недавно узбекский президент Ислам Каримов вновь поднял вопрос о советском проекте 80-х годов. «Если этого захочет Россия», сказал, например, он в Душанбе, часть вод сибирской Оби должна быть пущена в обратном направлении. От проекта строительства канала протяженностью 2 500 километров отказались только в 1986 году, сразу после прихода к власти Михаила Горбачева. Основание: непредсказуемые последствия для окружающей среды и слишком большая стоимость.
Обь течет с юга на север. Для того, чтобы поднять часть ее воды на высоту среднеазиатских степей, а это более 100 метров, было бы необходимо установить гигантские насосы. В 70-е годы Советский Союз планировал путем использования контролируемых ядерных взрывов построить канал протяженностью 250 километров от Пехоры и Камы к Волге и к Каспийскому морю. Однако от этой идеи пришлось отказаться после первого взрыва в 1973 году.
Однако «схема поворота русла рек», так тогда официально назывался проект, все еще имеет своих сторонников в Москве. «Та же команда, которая разработала схему в советском Министерстве водного хозяйства, все еще сидит сегодня в Министерстве природных ресурсов», - считает сотрудник московского бюро «Гринпис» Иван Блоков. Очевидно так же, что у нее много сторонников среди консервативной части бюрократии и армии, которая так и не смирилась с распадом Советского Союза и понимает, что благодаря проекту зависимость бывших среднеазиатских советских республик снова возрастет. В начале декабря мэр Москвы Юрий Лужков тоже написал президенту Путину о том, что он бы серьезно изучил возможность осуществления проекта. Тут выяснилось, что кабинет Путина еще в конце ноября направил соответствующее поручение Министерству природных ресурсов.
По новым российским оценкам реализация проекта могла бы обойтись в 30 миллиардов долларов США, и поэтому без финансирования со стороны какой-то международной организации, например, Международного валютного фонда, тут не обойтись. Представитель Фонда в Ташкенте не дал согласия в виду непредсказуемости последствий. Представители «Гринпис» опасаются, что поворот русла Оби может изменить климат целого региона или превратить бассейн Аральского моря в гигантское болото.
Но стратегическое значение Средней Азии для Запада в связи с объявленной США «войной против террора» серьезно выросло и поэтому еще надо посмотреть, хватит ли главам государств региона их нового веса, чтобы кого-то серьезно заинтересовать проектом поворота рек.