16 января 2003 года. В среду Россия направила в Багдад делегацию с деликатной миссией восстановить ныне ставшие натянутыми отношения с Саддамом Хусейном (Saddam Hussein) и в то же время "застолбить" для себя как можно больше нефтяных месторождений на случай, если правящий режим будет свергнут.
Александр Салтанов, заместитель министра иностранных дел, Иван Матлашов, заместитель министра энергетики, и представители российских нефтегазовых компаний "Лукойл", "Стройтрансгаз" и "Зарубежнефть" должны встретиться с высокопоставленными чиновниками иракского правительства, чтобы попытаться восстановить контракт компании "Лукойл" на разработку иракского месторождения Западная Курна (West Qurna) и заключить новые контракты в интересах двух других вышеназванных российских компаний.
Игорь Иванов, министр иностранных дел России, в среду заявил, что г-н Салтанов также окажет давление на иракское правительство с тем, чтобы добиться выполнения им всех своих обязательств, в том числе по резолюции Совета Безопасности 1441, в соответствии с которой в Ирак возвратились инспекторы Организации Объединенных Наций (ООН) по вооружениям. Прибытие российской делегации в Ирак совпало с бурной дипломатической активностью по предотвращению возглавляемого Соединенными Штатами нападения на Ирак.
Россия и ее нефтяные компании хотят восстановить добрые отношения с иракским режимом после того, как в прошлом месяце Москва поддержала резолюцию 1441, а Ирак объявил, что аннулирует контракт с компанией "Лукойл" на разработку месторождения Западная Курна.
В тот момент Тарик Азиз (Tariq Aziz), заместитель премьер-министра Ирака, обвинил "Лукойл" в "возмутительном" поведении, которое якобы выразилось в попытке заручиться гарантией американской стороны, что контракт останется в силе, если г-на Хусейна сместят с поста лидера Ирака. Однако Багдад на прошлой неделе послал сигнал, что готов пересмотреть свою позицию по данному вопросу, уволив своего министра нефтяной промышленности, который формально принял решение аннулировать контракт "Лукойла".
В среду «Лукойл» весьма скромно определил свою роль в данной миссии. Его пресс-секретарь заявил, что представитель компании отправился туда с «ролью исключительно технического советника» и отказался прокомментировать шансы «Лукойла» на возобновление контракта.
«Мы считаем, что контракт все еще остается в силе», - сказал пресс-секретарь компании.
Представительница по связям с общественностью компании "Стройтрансгаз" была более откровенной и заявила газете "The Moscow Times", что "все формальности уже согласованы" по контракту на разработку части нефтяного месторождения в Западной Пустыне (Western Desert) и "остается лишь поставить подписи под этим соглашением".
Ни один из контрактов на разработку иракских месторождений не может быть начат, пока действуют экономические санкции ООН против Ирака.
Компания "Стройтрансгаз" послала в Ирак своего президента, как и компания "Зарубежнефть", которая, как сообщается, намеревается получить лицензию на разработку иракского месторождения Нахр-Умр (Nahr Umr).
Аналитик нефтяных проблем в российском инвестиционном банке "Объединенная финансовая группа" Стефен О'Салливэн (Stephen O'Sullivan) сказал, что Россия "продолжает балансировать на лезвии ножа", поддерживая тесные - но не очень - связи с иракским режимом. "Они хотят вернуться на позиции, которые занимали месяц назад, но не желают более тесного сближения", - сказал г-н Салливэн.