16 января 2003 года. Когда инспекторы Организации Объединенных Наций (ООН) рыщут по Ираку в поисках химического, биологического и ядерного оружия, в сибирском городе Щучье складские помещения заполнены тысячами тонн Ви-Экс (VX), зарина и других отравляющих веществ (ОВ) нервно-паралитического действия, вместе с двумя миллионами артиллерийских боеприпасов в химическом снаряжении, достаточно небольших по габаритам, чтобы можно было унести их в портфеле, но содержащих достаточное количество яда, чтобы убить целый стадион народа.
Избавление планеты от подобного оружия - где бы оно ни находилось - должно стать первоочередной задачей для Соединенных Штатов. К счастью, после долгих затяжек, конгресс США выделил миллионы долларов на уничтожение ОВ в Щучьем и на других оружейных складах по всей России, пока до них не добрались террористы.
Американо-российская программа сжигания или уничтожения иным путем химического, биологического и ядерного оружия неплохо действовала на протяжении более десятка лет. Несколько лет назад конгресс США выделил новые деньги на эту задачу, затем отказался их выплачивать. В ноябре президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) при громкой поддержке сенатора Ричарда Лугара (Richard G. Lugar), республиканца от штата Индиана, убедил конгресс согласиться на расходование 466 млн. долл., первоначально выделенных конгрессом на эту программу, и на прошлой неделе г-н Буш-младший подписал два документа, позволяющие "разморозить" эти фонды.
Именно г-н Лугар и в то время сенатор Сэм Нанн (Sam Nunn), демократ от штата Джорджия, были инициаторами программы уничтожения вооружений в 1991 году. У России были затруднения даже с выплатой зарплаты охранникам, которые могли помешать ворам завладеть этим оружием, не говоря уже о финансировании подобной программы. Поэтому Соединенные Штаты за 11 лет потратили 7 млрд. долл. на уничтожение тысяч ядерных головных частей и сотен баллистических ракет, бомбардировщиков и подводных лодок в бывшем Советском Союзе.
Кое-кто в конгрессе США волновался, что эти деньги расходуются напрасно, и требовал от России войти в долю - что она и сделала. Критики также требовали, чтобы выделение денег на эту программу было увязано с прекращением злоупотреблений в России в отношении прав человека, и настаивали, чтобы Кремль прекратил помогать строить ядерные реакторы в Иране. Это достойные цели, однако добиваться их следует вне рамок программы уничтожения вооружений.
Администрация Буша-младшего при вступлении в должность пересмотрела программу Нанна-Лугара и пришла к выводу, что она оправдывает затрачиваемые на нее деньги. В мае прошлого года, на московском саммите с российским президентом Владимиром Путиным, г-н Буш-младший снова повторил, что двум странам следует делать все возможное для предотвращения распространения ядерного, химического и биологического оружия.
Подписанные г-ном Бушем документы позволяют ему обойти требования, согласно которым Россия должна выполнить определенные предварительные условия, прежде чем ей будут выделены деньги, к примеру, доказать, что в стране стали больше уважать права человека. Однако президент США все еще обязан ежегодно сообщать конгрессу США о российском прогрессе в деле выполнения поставленных конгрессом условий.
Не позволить террористам получить в свои руки оружие массового поражения (ОМП) жизненно важно для национальной безопасности США. Программа Нанна-Лугара эффективна, но конгрессу США и России (и, если хотите, любой стране, которая не желает, чтобы ее людей убивали в массовом порядке) нужно потратить еще многие миллионы, чтобы избавить планету от этого смертоносного арсенала.