Автор является ассоциированным старшим научным сотрудником Фонда Карнеги за международный мир
16 января 2003 года. Страны, которые вскоре станут членами Европейского Союза (ЕС), следовало бы поздравить - однако к востоку от них появилась новая разделительная линия. Те 10 счастливчиков устойчиво увеличивали долю своего экспорта в страны ЕС с примерно половины в 1989 году до двух третей - в 2000 году (данные Международного валютного фонда). Когда дело касается торговли, ЕС бывает щедр к ним.
Дальше на восток дела обстоят иначе. Двенадцать постсоветских государств, которых не включили в план расширения ЕС, зафиксировали незначительное сокращение объема своего экспорта в страны ЕС, с 33% в 1989 году до 31% - в 2000 году. Однако расчеты по модели притяжения, которая увязывает торговлю между странами рыночной экономики с их валовым внутренним продуктом (ВВП) и с расстояниями между ними, показывают, что странам ЕС следовало бы закупать около 58% экспорта этих 12 стран. Поначалу трудности возникали в связи с тем, что на востоке рыночные реформы шли с опозданием. Но сегодня в девяти из 12 стран ликвидировано отставание по части реформ, и совокупный объем их экспорта резко вырос.
Любопытно отметить, что чем ближе к странам ЕС постсоветская страна, тем меньше она туда экспортирует товаров. В 2000 году только 16% украинского экспорта пришлось на страны ЕС, по сравнению с 20% молдавского экспорта. Для сравнения, этот показатель составлял около 35% для российского, армянского и киргизского экспорта и 60% - для азербайджанского экспорта. Представляется, что модель притяжения в данном случае оказалась обратной.
Объяснение этому феномену лежит в товарной структуре экспорта. Девяносто процентов азербайджанского экспорта составляет нефть. Киргизстан поставляет в страны ЕС золото, Армения - алмазы, а Россия - преимущественно нефть и природный газ. В противоположность этому, три четверти украинского экспорта состоит из так называемых "чувствительных" товаров: сталь, сельхозпродукты, химикаты и текстиль. Молдавия экспортирует в основном сельхозпродукты.
Совершенно очевидно, что Молдавия и Украина стали жертвами протекционизма ЕС. Хуже всего приходится Молдавии, чье вино и фрукты ЕС чуть ли не запрещает импортировать. В результате эта страна упала ниже Албании и стала самой бедной в Европе. Не удивительно, что на последних выборах в ней сумели снова взять власть коммунисты.
Скорее всего, положение этих стран ухудшится еще сильнее, поскольку они быстро наращивают производство "чувствительных" товаров, таких, как зерно, сталь и химикаты, пытаясь от экспорта сырья перейти к экспорту полуфабрикатов. В этом месяце ЕС отреагировал на это резким ужесточением своих импортных квот на зерно.
До недавних пор ЕС был так занят своим расширением, что у него было мало времени заглядывать дальше на восток. Сейчас он должен вспомнить о своей ответственности и сфокусироваться на том, что ему необходимо сделать.
Целью ЕС должна стать интеграция постсоветских экономик к взаимной экономической выгоде и в интересах политической стабильности. ЕС предлагает, чтобы некоторые, но не все, постсоветские страны вошли в его Единую экономическую зону и соблюдали самые строгие ее нормативы. Делать этого не следует. Такая асимметричная концепция была изобретена для потенциальных членов ЕС, от которых требовалось безоговорочно принять к исполнению значительную часть законов ЕС. Быть может, это годилось для Исландии или Норвегии, но это не подходило для Швейцарии и это будет неприемлемым для России. Не ясно также, пойдет ли принятие правил ЕС на пользу экономическому развитию постсовестких стран.
Вместо неясных политических бесед, ЕС следует сосредоточиться на экономической сути и открыть свои рынки, предложив нормальные и существенные торговые соглашения. Однако соглашение о свободной торговле необходимо основывать на членстве во Всемирной торговой организации (ВТО. Сегодня только Киргизская Республика, Грузия, Молдавия и Армения являются членами ВТО. Остальные постсоветские страны в сущности являются изгоями в международной торговле. Им необходимо стать членами ВТО, в особенности наиболее крупным странам: России, Казахстану и Украине.
ЕС следовало бы сделать все возможное для ускорения их вступления в ВТО. В дополнение, странам региона с настоящей рыночной экономикой, в первую очередь Украине, следует даровать статус страны с рыночной экономикой, который помогает при проведении протекционистских "антидемпинговых" разбирательств.
В своей политике в отношении балканских стран ЕС пошел на значительные торговые уступки. Ему следует сделать исключение и для Молдавии - как это было в случае с Македонией - чтобы компенсировать трудности, обусловленные проведением единой сельскохозяйственной политики. Новый раздел Европы не должен стать перманентным.