Как юридическое послесловие к драме с захватом заложников в октябре прошлого года в московском Театральном центре сейчас начался процесс, в ходе которого истцы требуют от города компенсацию. Адвокаты бывших заложников и члены семей погибших подали иск на получение компенсации за моральный ущерб в размере 59 миллионов долларов США.
Согласно информации адвокатов истцов, иски с требованием компенсации от города Москва потребовал 61 человек, и число таковых, как предполагается, будет расти. Процесс, что касается числа истцов и сумм затребованной компенсации, не имеет примеров в истории России и может стать прецедентом. Он также демонстрирует поворот в сознании российского общества, говорит о том, что россияне больше не намерены сносить страдания молча.
Неопубликованные снимки
Главный адвокат истцов Трунов напрасно пытался в первый день процесса перенести рассмотрение дела в другой суд - в суд более высокой инстанции или в суд за пределами столицы. Московские судьи получают в силу своей относительно небольшой заработной платы дополнительную финансовую помощь и определенные привилегии от правительства города, что, в глазах Трунова, может заставить их принимать небеспристрастные решения. Истцам, напротив, удалось добиться, чтобы в зал суда были допущены журналисты. Перед этим десятки российских и иностранных журналистов были выставлены из здания суда под снег и дождь.
Большой интерес средств массовой информации вызвало, не в последнюю очередь, заявление Трунова о том, что он собирается показать суду неизвестные пока широко видеокадры, сделанные самими чеченскими боевиками с помощью видеокамеры одного из заложников. Он хотел сделать это, чтобы наглядно продемонстрировать, какие большие моральные и физические страдания пришлось перенести 800 заложникам во время более чем двухдневного пребывания в Театральном центре «Норд-Ост». Но председатель суда не разрешил использовать видеокадры, а также телевизионные сюжеты о силовом штурме Театрального центра российскими подразделениями специального назначения в качестве доказательных материалов. Также был заявлен отвод свидетелям, которых драма не коснулась непосредственно.
Город Москва после драмы выплатил добровольно оставшимся в живых заложникам по 50 000 рублей (в пересчете - 2 300 франков), а семьям тех 129 заложников, которые погибли при штурме Театрального центра, - двойную сумму в качестве компенсации за моральный ущерб. Правда, брать на себя гражданско-правовую ответственность за захват заложников и штурм городские власти постоянно отказывались. Однако, согласно российскому законодательству, ответственность за выплату компенсаций несут власти того населенного пункта, в котором происходит террористический акт. На подготовительном этапе процесса эксперты высказывали в прессе мнение, что до рассмотрения требований гражданско-правового характера должно быть рассмотрено уголовное дело в отношении тех, кто захватил заложников. Следствие по этому вопросу еще не завершено.