"Я не соглашусь ни на какую попытку давления на журналистскую свободу редакции НТВ. Если такая попытка все же будет предпринята, я немедленно уйду со своего поста" (из интервью Бориса Йордана нашей газете, апрель 2001 года)
"21 января 2001 года. Для того чтобы в России преуспеть в бизнесе, нужно блефовать, играя на повышение в том, что касается условий, при которых вы выходите из игры. Борис Йордан (Boris Jordan), американский банкир, ставший медиа-магнатом, всегда был таким. Но его оптимизм натолкнулся на железное правило для средств массовой информации (СМИ) в России Владимира Путина: либо ты являешься преданным лакеем Кремля и остаешься в фаворе, либо ты настаиваешь на независимости и оказываешься без работы.
В прошлую пятницу г-н Йордан был уволен со своего поста в холдинге "Газпром-Медиа" и, как ожидается, вскоре потеряет и последнее место руководителя телевизионного канала НТВ, который 2 года назад забрала себе находящаяся под контролем государства газовая корпорация "Газпром".
У нас имелись свои разногласия с г-ном Йорданом, касавшиеся главным образом вопроса о том, была ли вообще какая-то надежда, что находящееся под контролем государства СМИ сумеет избежать вмешательства в дела его редакции. Г-ну Йордану приписывают заслугу восстановления финансового здоровья НТВ. И, хотя НТВ утратил ничем не ограниченную свободу, которой пользовался при магнате Владимире Гусинском, отправившемся в добровольную ссылку заграницу, стандарты составления программ и редакционная независимость этого канала были значительно выше, чем у его главных конкурентов из числа принадлежащих государству СМИ.
К сожалению, такому благополучному состоянию дел было не суждено длиться долго. Кремль возмущался широким освещением на канале трагически закончившегося штурма московского театра в октябре прошлого года. После этого штурма, в котором контртеррористические силы России убили больше заложников, чем террористов, российский парламент принял изменения в закон о российских СМИ, которые существенно ограничили бы освещение нечетко определяемых "контртеррористических операций". Только после сильной критики президент Путин наложил вето на этот законопроект, но затем попросил руководителей СМИ самим подготовить кодекс поведения, сочтя самоцензуру куда более предпочтительной, чем запугивание.
Поскольку в конце года предстоят выборы в российский парламент, Кремль хочет иметь послушные ему СМИ. Вы сделали неплохую попытку, г-н Йордан, но у независимого телевизионного журнализма в действительности никогда не было больших шансов.