Вентспилс, Латвия, 16 января 2003 года. Обыкновенно на протянувшемся от пола до потолка дисплее в главной диспетчерской нефтяного терминала мигают разноцветные лампочки, отражая устойчивый поток сырой нефти по протяженному нефтепроводу из Сибири в накопительные резервуары портового терминала, а далее в емкости огромных танкеров, которые заходят в этот порт на Балтийском море. Но сегодня часть лампочек на дисплее не горит. По нефтепроводу нефть не поступает. Если в последние недели и привозят какую-то нефть из России, то только в железнодорожных цистернах, что обходится значительно дороже.
"Обстановка очень странная и ненормальная, - сказал Янис Адамсонс (Janis Adamsons), президент компании "Ventspils Nafta", которая является владельцем и оператором этого нефтяного терминала. - Мы подписали контракты на отгрузку нефти на 2003 год, но не можем их выполнить. И это при такой высокой цене на нефть. Это не цивилизованный способ свободного рынка".
Фактически свободным рынком здесь и не пахнет. Единственным поставщиком сырой нефти в Латвию является российская государственная монополия по транспортировке нефти "Транснефть", заявившая, что она прекратила поставки в Вентспилс, потому что теперь качает нефть на свой собственный терминал в порту Приморск на Финском заливе, введенном в строй в 2001 году. Для транспортировки в Вентспилс нефти не остается, утверждает "Транснефть", что вызывает огромный скепсис в Латвии.
Представляется, что ситуация с Вентспилсом является частью усилий России установить более жесткий контроль над маршрутами транспортировки своей нефти. Нефтяные компании этой страны наращивают добычу нефти, и поэтому нефтепроводы оказались перегруженными. Однако аналитики заявляют, что получение доступа к большинству нефтепроводов и портовых мощностей не всегда является главной целью российского правительства, которое иногда больше заинтересовано в том, чтобы снизить свою зависимость от соседей, особенно таких, которые собираются вступать в Организацию Североатлантического договора (НАТО), как, например, Латвия.
Российские нефтяные компании в последнее время усиленно скупают предприятия нефтяной индустрии и обслуживающих ее отраслей, стремясь объединить под своим началом весь экспорт нефти и нефтепродуктов. Это имеет экономический смысл, хотя и не может с восторгом восприниматься в бывших советских республиках, особенно прибалтийских.
Российские компании уже начали свое наступление. "Юкос" прошлым летом наложила лапу на крупный нефтеперерабатывающий завод в городе Мажейкяй, в соседней Литве. "Газпром" и его дочерняя компания "Итера" владеют контрольным пакетом акций газовой отрасли Латвии и значительной частью акций газовой отрасли Литвы. Компании "Юкос" пришлось приложить большие усилия, чтобы закрепиться в Литве, а латыши точно так же не доверяют российской компании "Транснефть", при этом многие из них считают, что поставки нефти в Вентспилс прекращены по политическим соображениям. Принуждая правительство Латвии продать нефтяной терминал в Вентспилсе российским нефтяникам, Москва хочет заменить утраченный военный контроль над Латвией новым экономическим контролем, основанным на энергетике. "Транснефть" отрицает, что намерена осуществить захват терминала в Вентспилсе. Но она признает, что хочет купить часть акций этого предприятия. Руководство "Транснефти" заявило, что не планирует возобновлять поставки нефти в Вентспилс, пока в его руках не окажется пакет акций этого предприятия. "Мы будем готовы инвестировать, когда у нас будет часть авуаров, - заявил представитель "Транснефти" Сергей Григорьев. - При нынешней ситуации мы стали бы модернизировать портовый комплекс для кого-то другого. А зачем нам это?"
Такая позиция "Транснефти" возмущает основных российских нефтедобытчиков. Недавно с письмом к премьер-министру Михаилу Касьянову обратились руководители "Лукойла", "Юкоса", "Сургутнефти", "Тюменской нефтяной компании" и "Роснефти", заявляющие, что предлог для прекращения транспортировки нефти в Вентспилс, на который указывает "Транснефть", является надуманным. Они попросили премьер-министра вмешаться и восстановить поставки нефти в Вентспилс. В отличие от Приморска, Вентспилс почти круглый год свободен от льда.
Однако поставки все еще заторможены. Россия теряет на этом 1 млрд. долл. США. До прошлого года порт обрабатывал около 300000 баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л) нефти в сутки, или около 10% российского экспорта по трубопроводам. В прошлом году объемы сократились на 45%, а в нынешнем году - практически ничего.
Неизвестно, когда прекратится противостояние из-за Вентспилса. Но ходят слухи, что премьер-министр России сказал, что никакой нефти Вентспилс не получит, пока действует терминал в Приморске, обрабатывающий 240000 баррелей нефти в сутки.