Москва. 22 января 2003 года. Вчера лидеры чеченских повстанцев просигнализировали о своей готовности пойти на компромисс в отношении требования независимости от России в обмен на гарантии прекращения нарушений прав человека в этой республике. В интервью с корреспондентом "The Financial Times" Ахмед Закаев, заместитель лидера чеченских повстанцев Аслана Масхадова, сказал: "Мы открыты для дискуссий. Что для нас важно, так это международные гарантии для чеченского народа. Форма менее важна".
Г-н Закаев, находящийся сегодня в Лондоне в ожидании рассмотрения требования России о его экстрадиции, добавил: "В данный момент у нас в Чечне вообще нет никаких законов: ни российских, ни международных, ни шариатских".
Самопровозглашенная Республика Ичкерия откололась от России в начале 1990-х годов, хотя почти не получила международного признания; Москва настаивает на своем суверенном праве на эту республику как в войне 1994-1996 годов, так и в нынешнем вооруженном конфликте.
Первоначально Россия согласилась на процесс мирного урегулирования в 1996 году, который в следующем году привел к проведенным под международным контролем выборам г-на Масхадова в президенты Чечни. После того, как россияне осенью 1999 года снова вторглись в республику вслед за нападением чеченских полевых командиров на соседний Дагестан, г-н Масхадов возглавляет силы сопротивления.
Замечания г-на Закаева имеют важное значение в момент, когда российское правительство одобрило планы проведения 23 марта в Чечне референдума по новой конституции, которая дарует республике урезанную автономию и подчеркивает, что она остается неотъемлемой частью Российской Федерации.
Однако г-н Закаев отвергает эту инициативу, которую в конце прошлого года поддержал российский президент Владимир Путин, заявляя: "Никто никогда не проводил референдума во время войны".
Многие другие российские политики и наблюдатели также критикуют процесс принятия новой конституции, доказывая, что невозможно проводить референдум во время конфликта, в котором ежедневно гибнут люди. Они также критикуют отсутствие консультаций во время поспешного написания конституции, считая новый проект непригодным для Чечни.
Несколько месяцев назад г-н Путин, как кажется, смягчил свой подход к этому конфликту, но снова занял жесткую позицию после захвата в октябре прошлого года заложников в московском театре, прекратив всякие попытки налаживания переговоров с г-ном Закаевым и заявив о том, что его следует арестовать и судить по обвинениям в терроризме.
Г-н Закаев, который отвергает предъявленные ему обвинения, подчеркнул, что он не имеет отношения к захвату заложников в Москве. В ответ на то, что г-н Путин увязывает чеченских повстанцев с международным терроризмом, г-н Закаев призвал направить в свою страну иностранных миротворцев, говоря: "Если речь заходит о международном терроризме, тогда давайте дадим международный ответ".