22 января 2003 года. В момент, когда близится решение по Ираку, я, подобно многим американцам, вынужден спрашивать себя: что в действительности я об этом думаю? Сегодня я объясняю, почему я считаю, что либералы недооценивают пользу устранения от власти Саддама Хусейна (Saddam Hussein). А в воскресенье я объясню, почему консерваторы недооценивают риски этой операции - и как нам следует сбалансировать оба этих мнения.
Чего не понимают либералы, так это, что смена режима в Ираке не является каким-то отвлечением от войны с "Аль-Каидой". Это надуманный аргумент. А также и того, что просто потому, что нефть тоже стоит на кону в Ираке, это не делает данную операцию незаконной. Кое-что должно быть сделано, даже если от этого выиграет Большая Нефть.
Хотя президент Джордж Буш-младший (George W. Bush) рисует операцию в Ираке как войну за его разоружение (и это справедливо), разоружение не является самым важным призом этой войны. Призом является смена правящего режима. Трансформация режима в Ираке могла бы стать ценным вкладом в войну с терроризмом, неважно, будет ли Саддам свергнут или принужден отправиться в изгнание.
Почему? Да потому, что сегодня в действительности угрожает открытым западным либеральным обществам не Саддам и не его оружие как таковое. Он - испорченный диктатор, которого можно устрашить обычными средствами вооруженной борьбы. Ибо Саддам любит жизнь больше, чем он ненавидит нас. Западным обществам сегодня угрожают не такие люди, как Саддам, которых можно устрашить, но те, кого устрашить невозможно - парни, которые совершили нападения 11 сентября и которые ненавидят нас больше, чем любят жизнь. Именно такие человеко-ракеты массового уничтожения могут на самом деле уничтожить наше открытое общество.
И тогда возникает вопрос: какая цементирующая смесь сможет в массовом порядке выпускать этих неустрашимых - этих оскорбленных, униженных и зачастую безработных мусульманских юношей? Такой цементирующей смесью является группка вставших на неправильный путь арабских государств, которые, как отмечается в докладе Организации Объединенных Наций (ООН) о развитии людских ресурсов арабского мира, настолько отстают от остального мира, что их совокупный валовой внутренний продукт (ВВП) не достигает ВВП одной Испании. И причины их отставания можно увидеть в отсутствии трех вещей: свободы, современного образования и равноправия женщин.
Если мы не поможем этим арабским государствам - в которых наблюдается также взрывное увеличение численности населения - создать более хорошее управление, построить более открытые и продуктивные экономические системы, дать больше прав их женщинам и создать ответственные средства массовой информации (СМИ), которые не станут сваливать все их беды на других, мы никогда не увидим начала политических, образовательных и религиозных реформ, которые нужны им, чтобы сократить выпуск своих неустрашимых.
У нас есть партнеры. Верьте мне, в каждом молодом арабе сегодня имеется частица, которая испытывает ужас и отвращение при мысли о нападении Соединенных Штатов на Ирак, потому что у них сохраняются колониальные нотки. Но во всех сегодняшних молодых арабах есть и частица, которая молится, чтобы Соединенные Штаты прогнали не только Саддама, но также и всех остальных арабских лидеров.
Есть все основания считать, что, если Соединенные Штаты устранят от власти Саддама и помогут иракцам построить не скороспелую демократию, но более подотчетный народу, прогрессивный и демократизирующийся режим, это окажет позитивный, трансформирующий эффект на весь арабский мир - регион, отчаянно нуждающийся в работоспособной прогрессивной модели развития.
И либералам нужно обратить на это внимание. Только лишь своей мобилизацией на войну против Ирака Соединенные Штаты послали этому региону сильное сообщение: мы не оставим вас больше одних играть со спичками, потому что в последний раз, когда мы так поступили, мы сами оказались обожженными. Сама по себе угроза американского нападения уже заставила воинствующую мусульманскую группировку "Хизбалла" (Hezbollah) в Ливане вести себя тишайшим образом (из страха, что она станет следующим объектом американского удара). И эта угроза подтолкнула наследного принца Саудовской Аравии Абдаллу (Abdullah) сделать своим коллегам, арабским лидерам, предложение относительно "Арабской Хартии" политических и экономических реформ.
Позвольте мне подвести итог моим аргументам двумя моими самыми любимыми цитатами. Первая принадлежит президенту Гарвардского университета Лоуренсу Саммерсу (Lawrence Summers), который говорит: "В истории нашего мира никто никогда не желал иметь прокатный автомобиль". Это справедливо и в отношении стран. Пока арабские народы не получат в своих странах реальной доли собственности - и реального голоса в вопросах управления этой собственностью - они никогда не станут мыть свой автомобиль, доводить его до ума, как он того требует.
Вторая цитата принадлежит американскому индейцу, который говорит: "Если мы не повернем назад сейчас, то можем прийти именно туда, куда направляемся". Арабский мир уже длительное время зарывается в нору. Если наше поколение просто поможет им перестать копать дальше, быть может, наши внуки и их собственная воля позволят увидеть плоды этого. Но, если мы не поможем арабам повернуть назад сейчас, они могут прийти туда, куда направляются - к тупиковой ситуации, где они будут выпускать все больше и больше неустрашимых.
Это нечто, о чем либералам следовало бы побеспокоиться - потому что освобождение народов Ближнего и Среднего Востока ценно само по себе, и потому что в сегодняшнем глобализованном мире, если ты не посещаешь плохих соседей, они придут к тебе сами.