В конце прошлой недели, в воскресенье, специальный посланник российского правительства Александр Лосюков встретился в Пхеньяне с северно-корейским лидером Ким Чен Иром. Руководитель Северной Кореи просит Соединенные Штаты юридически зафиксировать свои обещания о ненападении. Лишь при этом условии может быть урегулирован начавшийся ядерный кризис.
Вчера заместитель министра иностранных дел России Александр Лосюков по пути из Пхеньяна в Москву посетил Пекин. Специальный посланник российского правительства провел в северно-корейской столице четыре дня - этот визит стал первой встречей Ким Чен Ира с представителем иностранного государства с того самого момента, как в октябре прошлого года разразился «ядерный кризис». План по урегулированию конфликта, предложенный российской стороной, полностью не был раскрыт, тем не менее, известно, что Россия предложила очистить Корейский полуостров от ядерного оружия. Причем речь идет не только об оружии, находящемся, по утверждению Соединенных Штатов, в распоряжении Северной Кореи, но и о ядерных арсеналах американской армии, расположенных на территории Южной Кореи.
Судя по всему, российская инициатива мешает Вашингтону. В самый разгар визита Лосюкова, в воскресенье, «The New York Times» опубликовала статью, затрагивающую корейскую тему: в девяностых годах сотрудники российской СВР установили в посольстве России в Пхеньяне сверхсовременную аппаратуру для обнаружения ядерных устройств. Вся операция была профинансирована ЦРУ, которое и предоставило эту информации газете в самый подходящий момент: новость появилась в «The New York Times» во время встречи Лосюкова с северно-корейским лидером.
Северная Корея официально заявила, что решение сегодняшнего кризиса может быть найдено лишь во время прямых переговоров с Соединенными Штатами. Администрация Буша (Bush) же делает самые различные заявления. С одной стороны Вашингтон утверждает, что «США не намерены нападать на Северную Корею» и, что они готовы «дать гарантии безопасности», отсутствием которых Пхеньян объясняет свое поведение. А, с другой стороны, вчера министр обороны Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) отозвался о Северной Корее, как о «стране, находящейся на грани полнейшего краха», а позавчера заявил, что все варианты решения кризиса, в том числе и использование силы, «по-прежнему лежат на столе».
«Если Соединенные Штаты действительно готовы предоставить нам гарантии безопасности, то нет никакой причины, мешающей зафиксировать эти гарантии в официальном документе», - заявило официальной новостное агентство Пхеньяна KCNA. Далее в опубликованной ноте следовало: «Вопрос о ядерной безопасности на Корейском полуострове будет решен, лишь, когда Соединенные Штаты подпишут соглашение о ненападении на Северную Корею, чем гарантируют ее безопасность».
В субботу Пекин посетил находившийся в Пхеньяне представитель ООН по гуманитарным вопросам канадец Морис Стронг (Maurice Strong). По его словам, в Северной Корее от шести до восьми миллионов человек страдает от недостатка продовольствия. Выступив с открытой критикой в адрес Соединенных Штатов, Стронг заявил, что «нельзя превращать детей, стариков и больных в жертв кризиса, к которому они не имеют никакого отношения». «Нет никаких сомнений в том, что гуманитарная помощь (Северной Корее, которую Соединенные Штаты и Япония перестали поставлять) - вопрос жизни и смерти для многих людей», - сказал посланник ООН, - «но, по утверждению президента Буша, эта помощь зависит от политики».
В то же самое время Северная и Южная Кореи начали в Сеуле трехдневные переговоры о налаживании отношений между двумя государствами и о возможности ослабления начавшегося ядерного кризиса. Начиная с 2000 года, когда была достигнута договоренность о периодическом проведении подобных встреч, настоящие переговоры станут уже девятыми.