Спускавшийся в ад Данте Алигьери (Dante Alighieri) рассказал в своей «Божественной комедии» о семи смертных грехах, от которых берут свое начало все остальные прегрешения. Грешники были распределены по семи кругам: на каждый круг ада приходилось по одному греху. Сегодня же, через семьсот лет после написания этого шедевра, биолог Джон Медина (John Medina) размышляет в своей книге «Ген и семь смертных грехов» (издательство «Acento») не являются ли на самом деле эти самые грехи «простыми химическими реакциями, если информацию, зафиксированную в генах, вообще можно считать виной». В наших проступках ощущаются отголоски животных инстинктов, которые и по сей день живут в человеческом сознании. Тем не менее, Медина утверждает, что все вместе и каждый из наших недостатков в отдельности являются чертами исключительно человеческого характера, точно так же как и смех.
Но где же лежат истоки этих чувств присущих природе человека? Можем ли мы поступать вопреки приказам, которые нам отдает мозг? Автор книги «Ген и семь смертных грехов» возвращается в ад, описанный Данте, чтобы пройти все семь кругов и, с точки зрения биолога, оправдать каждую из моделей поведения.
1. Похоть
По утверждению Медины, причины греха, связанного с сексуальной активностью, кроются в «четырех физиологических системах 11 отделов мозга, в действии почти тридцати различных биохимических механизмов и более сотни специальных генов, отвечающих за этот процесс». Кроме того, ученый говорит о присутствующем в нас «чувстве энтузиазма - здоровом и инстинктивном - передавать гены следующему поколению». Можно ли после этого считать похоть грехом?
2. Чревоугодие
Голод является ощущением, «появляющимся у нас, когда человеческий организм начинает испытывать недостаток энергии». А к греховному поглощению яств нас подталкивают «находящиеся в носу и на языке вкусовые рецепторы и гормон лептин». Лептин отвечает за аппетит человека и находится в постоянном контакте с одним из отделов головного мозга - гипоталамусом. Эта зона нашего серого вещества действует в качестве сигнальной сирены и незамедлительно извещает нас, как только организму не хватает энергии и необходимо подкрепиться. Что-то вроде условного сигнала Павлова для людей.
3. Алчность
Никому не удалось выделить конкретный отдел головного мозга, непосредственно отвечающий за жадность. А гены, определяющие два фактора, лежащие в основе этого греха - страх и беспокойство - были выявлены. Медина указывает на «пять основных отделов головного мозга, отвечающих за появление этих чувств: таламус, амигдала, гиппокамп, кора головного мозга и миндалевидное тело».
4. Лень или уныние
Как можно с биологической точки зрения объяснить лень? Каким образом чередуются периоды сна и бодрствования человека? По мнению Медины, «у каждого человека есть что-то вроде сознания-будильника, работающего как часы и посылающего нам сигналы из мозга». Расписание, по которому должен жить наш организм, записано в генах, и лишь они несут ответственность за нашу небрежность или несвоевременно выполненную работу.
5. Гнев
Лучшим доказательством для генетического объяснения этого греха являются эксперименты с близнецами, проведенные учеными-биологами. По словам Медины, «если один из братьев - преступник, то, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что другой тоже может переступить черту закона». Как это принято говорить, есть люди, у которых такое поведение - в крови. «Существует своеобразная неврологическая трасса, связывающая амигдалу с гипоталамусом и отвечающая за направление импульсов в другие части головного мозга, для передачи в них информации об агрессивном поведении», - поясняет Медина.
6. Зависть
Зависть и подобные ей переживания «являются следствием проблемы биологического порядка. И, возможно, истоки этой проблемы можно найти в головном мозге человека», - говорит ученый-биолог. Ответ на такой вопрос дает один из человеческих генов: «Именно он несет ответственность за изменение эталонов сна, веса; за то, что человек не в состоянии вспомнить некоторые вещи, он же отвечает за потерю энергии и изменениях либидо┘». Такие симптомы могут передаваться по наследству.
7. Высокомерие
Библейский грех высокомерия - доказательство типичного чувства неполноценности человека. Ученый-биолог отмечает, что «этот недостаток зависит от нашей способности к обучению, нашей способности запоминать и, прежде всего, от нашего эго». В чем кроются причины человеческой гордыни? К примеру, один из генов, названный CaM-kII вкупе с атомами кальция возбуждает наши амбиции и надменность.