Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Плохие новости о Микеланджело: великий гений был скрягой

Хотя Микеланджело часто жаловался на убытки, и о нем часто говорили как о бедном человеке, в 1564 году, когда он умер, его состояние равнялось десяткам миллионам долларов в современном эквиваленте

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На каждого гостя этого позолоченного города с первых мгновений производит впечатление щедрое творческое наследие Микеланджело. В своих куполах, церквях и статуях он оставил миру самые прекрасные произведения искусства. Однако помимо них есть еще и менее привлекательная часть картины. Сейчас, через пятьсот лет после создания Давида, выясняется, что человек, который щедро тратил свое время и энергию на создание шедевров эпохи Возрождения, не особо тратился на людей, в том числе и на себя

Флоренция, Италия - На каждого гостя этого позолоченного города с первых мгновений производит впечатление щедрое творческое наследие Микеланджело. В своих куполах, церквях и статуях он оставил миру самые прекрасные произведения искусства.

Однако помимо них вырисовывается еще и менее привлекательная часть картины. Сейчас, через пятьсот лет после создания Давида, выясняется, что человек, который щедро расходовал свое время и энергию на создание шедевров эпохи Возрождения, не особо тратился на людей, в том числе и на себя.

Микеланджело просто-напросто был скрягой.

Это - один из выводов недавно опубликованной книги "Богатство Микеланджело", написанной профессором истории искусства Рэбом Хатфилдом (Rab Hatfield), обнаружившим в архивах эпохи Возрождения неожиданные финансовые документы, свидетельствующие о неизвестном богатстве и чрезмерной экономии великого гения эпохи Возрождения.

Хотя Микеланджело часто жаловался на убытки, и о нем часто говорили как о бедном человеке, в 1564 году, когда он умер, его состояние равнялось десяткам миллионам долларов в современном эквиваленте, пишет профессор Рэб Хатфилд.

Эти деньги нашли дорогу к нему не в конце его жизни. Исследование профессора Хатфилда показывает, что большую часть из своих 89 лет жизни Микеланджело обладал скромным, умеренным или же чрезмерным богатством. Однако он не стремился ни демонстрировать его, ни делиться им.

"Он был самым богатым художником всех времен, по крайней мере, до нынешних дней, - сказал в интервью профессор Хатфилд. - Он собрал огромное состояние, просто феноменальное".

И, тем не менее, говорит г-н Хатфилд, Микеланджело жаловался членам своей семьи на нехватку денег, театрально оплакивал свою судьбу, и отказывал, когда его просили о помощи.

Совершая поездки с парой своих помощников, Микеланджело заказывал одну кровать на всех, и причиной этого, по словам профессора Хатфилда, было не эротическое влечение, а экономия. Художник копил свое состояние.

Исследование профессора Хатфилда, начатое около восьми лет назад, привлекло всеобщее внимание всего несколько месяцев назад, после выхода в свет его научной работы, опубликованной в Италии на английском языке.

Это исследование подтверждает и дополняет множеством деталей следующее мнение о Микеланджело, которое разделяют многие искусствоведы: мучения, омрачавшие его радость, не были связаны с финансами.

К тридцати годам он уже был автором "Давида" и "Пьеты", и его гонорары, как и его репутация, были весьма высоки.

Профессор Хатфилд пришел к этой мысли на основании нескольких банковских счетов Микеланджело, никогда не исследовавшихся ранее. Сам профессор изучил их в ходе выполнения другой задачи.

Он пытался определить точную дату написания различных сцен на потолке Сикстинской капеллы, и нескольких относящихся к тому периоду писем Микеланджело, в которых говорилось о работе. Кроме всего прочего, в них шла речь и о банковских депозитах.

"Если найти эти банковские счета, то можно датировать письма", - пояснил профессор Хатфилд. И ему удалось найти их там, где ранее были обнаружены тщательно изученные счета Леонардо да Винчи.

В этих счетах он увидел суммы, эквивалентные сотням тысяч сегодняшних долларов США.

"Когда я увидел эти цифры, я напрочь забыл о потолке", - признался профессор.

Он собрал воедино информацию из этих записей, записей о другом счете в Риме и добавил к ней хорошо изученные письма Микеланджело.

В результате получился портрет очень удачливого, до странности бережливого художника - предпринимателя, ставшего знаковой фигурой на этапе превращения творческих гениев из людей, в которых видели ремесленников, в людей, которых уважали и которым платили совсем иначе.

Микеланджело высоко ценили и платили соответственно.

Когда Микеланджело работал над Лаурентианской библиотекой во Флоренции, его месячная зарплата, выплачиваемая Папой Клементом VII, соответствовала доходу в 600000 долларов в год, говорит профессор Хатфилд.

За могилу Папы Юлия II Микеланджело получил сумму, равную более чем 10 миллионам нынешних долларов, хотя он и не закончил проект.

"Он брал себе в четыре раза больше работы, чем был в состоянии выполнить, однако всегда получал значительный аванс за работу", - рассказывает Хатфилд.

Хотя он владел землей, хорошо платил своим помощникам и, на самом деле, существенно помогал своей семье, ему удалось сберечь большую часть своих денег.

По словам профессора Хатфилда, в доме в Риме, где умер Микеланджело, было мало мебели, не было книг и драгоценностей, однако там стоял сундук с золотыми деньгами, которых хватило бы на покупку дворца Питти.

Каким же человеком был Микеланджело? "Я думаю, можно назвать его скупым", - говорит профессор Хатфилд.

Итальянский эксперт Фред Плоткин (Fred Plotkin), пишущий книгу "По следам Микеланджело", считает, что нет ничего удивительного в том, что скупость художника иногда ошибочно воспринималась как отсутствие средств.

Даже сейчас, отметил г-н Плоткин, "мы знаем о нем совсем немного".

То, что мы знаем, известно в основном из записей самого Микеланджело, надежность которых зависит от настроения, которому она обязана совим возникновением.

"У него часто было плохое, печальное настроение", - говорит г-н Плоткин.

Профессор Хатфилд считает, что ошибочный образ Микеланджело как человека, работавшего без вознаграждения, является следствием рассказов, распространяемых поклонниками художника.

"Мы задаемся вопросом о том, сколько денег зарабатывают звезды спорта и кино, однако о художниках мы обычно думаем как о бедных людях, - сказал профессор. - Если они богаты, то тут что-то не так. Им положено голодать".