Человек этот задавал загадки редко, его курс был понятным: за три года своего пребывания на посту генерального секретаря НАТО он почти ежедневно ратовал за благо трансатлантического альянса. Он в полный голос и более чем ясно напоминал европейцам о необходимости, наконец, вооружаться в силу наличия «новых угроз», таких, например, как терроризм, которые подстерегают «там, снаружи, в опасном мире». И, скорее, мягко, но предостерегал Вашингтон от односторонних действий. У лорда из Шотландии не было покоя даже в Рождество, в интервью он заявил, что в случае войны с Ираком «моральная обязанность» НАТО встать на сторону США. И вот вчера 19 послов НАТО спорили - и пока безрезультатно - по поводу соответствующего запроса на шести страницах, поступившего из Пентагона. И тут Робертсон (Robertson) перепугал интимный кружок этих людей совершенно другим сообщением очень личного характера: в конце года он отказывается от «этого взыскательного и трудного дела».
Отступление в самый разгар планирования развертывания войск - почему? Этому не смог найти объяснения даже один из наиболее близких к генеральному секретарю сотрудников. Здесь, скорее всего, следует видеть «определенную усталость от работы», видимо, и заставившую политика-лейбориста отказаться от возможного продления своего мандата на один год, до 2004 года. В том, чтобы 56-летний экономист оставался на своем посту еще двенадцать месяцев, были бы, прежде всего, заинтересованы Лондон и Вашингтон. Для них Робертсон был своим человеком, в то время, как в Париже или Берлине британца воспринимали порой даже в качестве «рупора Америки». И вот теперь в столицах начинается поиск преемника. В штаб-квартире НАТО по этому поводу просто говорят: «У нас такового нет».
Идея остановиться на кандидатуре президента Польши Александра Квасьневского (Alexander Kwasniewski), которой протежирует Вашингтон, отпала в связи с отказом Робертсона: без этого человека до осени 2005 года не обойтись в Варшаве. Отвергаются «любые соображения» по поводу того, что такой кандидатурой в данный период времени мог бы стать немец, даже, например, небезызвестный Рудольф Шарпинг (Rudolf Scharping). Ходят также слухи о кандидатах из государств-членов НАТО, которые до сих пор никогда не добивались должностей в Брюсселе: например, о бывшем премьере Дании Поле Нирупе Расмуссене (Poul Nyrup Rassmussen) или министре обороны Норвегии Кристине Крохн Девольд (Kristin Krohn Devold). Расспросы все же свидетельствуют: дама пользуется в Брюсселе, судя по всему, большим уважением, чем дома, в Осло, где ей постоянно повторяют, что национальное министерство в свои руки она не получит. Женщина во главе НАТО - «Это было бы очаровательно», - говорит один дипломат. Но и всего лишь?
Сам Робертсон по этому поводу молчит. Вместо этого шотландец вчера великодушно подвел итоги: НАТО, по его словам, теперь созрела для 21-го столетия. Расширение альянса на семь государств, партнерство с Россией, но, прежде всего, квалификация событий 11-го сентября 2001 года как случая нападения на одного из союзников по альянсу - во всем этом он видит шаги в направлении к «новой НАТО», активной в глобальных масштабах. Только сам идти вместе с ней он не пожелал.