Хабаровск, Россия, 23 января 2003 года. Этот прекрасный город, который иногда называют Париж-на-Амуре, издавна славится своими широкими бульварами, парящими высоко в небе куполами русских православных церквей и пушными торговыми домами XIX века. В один прекрасный день эта инкрустированная снегом жемчужина Транссибирской железнодорожной магистрали может стать известной как Майами Любимого Вождя.
Если послушать северокорейских гидов, Ким Чен Ир (Kim Jong Il), лидер этой страны, родился зимой 1942 года в занесенной снегом хижине на склоне мистической для корейцев горы Пекту. В действительности он родился здесь, вероятно, в больнице, когда его отец, Ким Ир Сен (Kim Il Sung), командовал находившейся под советским контролем корейской воинской частью, которая дислоцировалась поблизости.
Не так давно г-н Ким проявил подлинный интерес к своему настоящему месту рождения. Два последних летних сезона он путешествовал (по России) на поезде, нередко приказывая сделать остановку, чтобы осмотреть места, связанные с его отцом. Прошлой весной он открыл прямой авиационный маршрут между Хабаровском и Пхеньяном протяженностью 800 миль (1 сухопутная миля = 1,609 км), который обслуживают авиалайнеры северокорейской государственной авиакомпании "Air Koryo". Этой весной он планирует открыть здесь северокорейское консульство для российского Дальнего Востока.
Такой расцвет связей заставляет задумываться - быть может, без всяких оснований - что г-н Ким, возможно, замышляет окончить свои дни там, где он их начинал. Не может ли этот уютный город с населением 700000 человек стать отходной позицией на тот день, когда династия Кимов, находящаяся у власти вот уже почти 60 лет, не сможет дальше удерживать в своих руках Северную Корею?
Когда г-н Ким посещал Хабаровск, он мог не без оснований рассчитывать на теплый прием, особенно в ресторане "Пхеньян", где его неизменно приветствовал в роли хозяина Константин Пуликовский, житель Хабаровска, который является личным представителем президента России Владимира Путина на российском Дальнем Востоке. Г-н Пуликовский, частенько посещающий Пхеньян, руководит в Северной Корее торговой компанией.
Местные правительственные чиновники напрочь отрицают разговоры "о доме вдали от дома", которые ведутся за заледенелыми окнами в городских кофейнях. В Хабаровском крае "нет северокорейской собственности", отмечает Олег Леховистер, представитель краевого правительства Хабаровска. Говоря о музее под Пхеньяном, в котором собраны подарки Ким Ир Сену, он добавил: "Если бы Ким Чен Ир мог продать свой полный подарков дом в Пхеньяне, он, вероятно, смог бы купить дом в Нью-Йорке".
Имея прямое авиационное сообщение с Сеулом и Пхеньяном, столицами Южной и Северной Кореи, соответственно, Хабаровск прошлым летом принял на себя новую обязанность, став потаенным местом встреч для чиновников из обеих стран. Одна такая встреча была посвящена изучению возможного присоединения Транссибирской железнодорожной магистрали к железным дорогам Северной и Южной Кореи, проекта, которым отсюда руководит Виктор Попов, председатель Дальневосточного отделения системы железных дорог России.
Полотно, туннели и мосты в плохом состоянии, сказал г-н Попов, "но, если на то будет политическая воля, 2 года и 2,5 млрд. долл. США позволят это осуществить". Ради своего проекта г-н Попов в прошлом месяце подал электропитание на 110-мильный участок пути между Хабаровском и Северной Кореей, тем самым завершив осуществление 74-летнего проекта электрификации всей Транссибирской железнодорожной магистрали.
В Хабаровском крае сегодня проживает около 600 корейцев. Одним из официальных признаков присутствия здесь Северной Кореи является жилой городок в индустриальном пригороде Хабаровска. Несколько людей в оливково-зеленой форме Красной Гвардии КНДР, с жестким выражением лица, на ломаном русском языке объяснили случайному визитеру, что не намерены давать интервью.
Один из них, со стандартным значком Ким Чен Ира на груди, тащил ведро кимчи (kimchi), корейской квашеной капусты, на фоне плаката, где были нарисованы зеленые хвойные деревья и на корейском языке написан приветственный лозунг в честь "революции во главе с нашим товарищем, великим Ким Чен Иром". Внутри настенный плакат, посвященный северокорейской династии отца и сына, гласил, что "Великий Вождь является солнцем человечества, а Ким Чен Ир является воином солнца".
В аэропортовом офисе "Air Koryo" нас встретило лицо с несколько более открытым выражением. Дорожные брошюры на русском языке звали отдыхающих в Северную Корею, предлагая туры с экскурсоводом в хижину на склоне горы Пекту, где родился Любимый Вождь. "Есть места на сегодняшний рейс в Пхеньян, - сказал Ким Хьон (Kim Hyon), торговый представитель авиакомпании, которая связывает эту "страну-отшельницу" всего с шестью городами мира: Хабаровском, Владивостоком, Бангкоком, Пекином, Шеньяном и Макао. - Но, въехать в страну без визы нельзя".
Пока он разговаривал с нами, вокруг вертелся его коллега, задергивавший и раздергивавший шторы и выключавший и включавший электрический свет. Его целью было обеспечение самого лучшего освещения для висевших на стене портретов Любимого Вождя и его отца, Великого Вождя. Как нам рассказали водители такси в аэропорту, принадлежащий авиакомпании "Air Koryo" 150-местный самолет марки Туполева иногда прилетает с пятью пассажирами на борту. "Это смешно: пять пассажиров прилетает, 10 - улетает", - сказал нам местный чиновник, попросивший не упоминать его фамилию. Демонстрируя существующее здесь скрытое недовольство более тесными связями с Северной Кореей, он сардонически добавил: "Этот авиарейс является великим достижением г-на Пуликовского".