Перспективы для иракской экономики в любом случае мрачные. Гора долгов в размере 100 миллиардов долларов США, разрушенная инфраструктура, нефтедобывающее оборудование, которому не уделяется должное внимание. Без масштабной зарубежной поддержки, без значительного списания долгов или великодушного соглашения об их реструктуризации стране, несмотря на ее большие запасы нефти, потребуются десятилетия для того, чтобы вернуться к нормальному состоянию.
Долги представляют собой открытые счета за поставки техники и вооружения во время первой войны в Персидском заливе, они составляют примерно 60 миллиардов долларов США. Большую часть этих денег Ирак должен России и Франции. Большую задолженность страна имеет также перед Японией и Германией. Репарации как следствие войны с Кувейтом составляют еще 40 миллиардов долларов США. Если Ирак будет делать выплаты по репарациям только в нынешних объемах, ему для того, чтобы рассчитаться полностью, понадобится более десяти лет.
Экономическому выздоровлению будет также мешать разрушение вследствие войны инфраструктуры и нефтедобывающего оборудования. По оценкам экономистов, только десять лет потребуется для восстановления дорог, больниц, водоснабжения, системы коммуникаций и снабжения электроэнергией. В частности, Ирак уже сейчас, в условиях санкций ООН, может завозить в страну отдельные запасные части, но пока этого достаточно только для того, чтобы не допустить полного краха системы.
По оценкам иностранных наблюдателей, для восстановления добычи нефти и организации ее экспорта потребуются миллиарды долларов. Оборудование полностью устарело, разведка новых месторождений в последние годы почти не ведется. Объемы экспорта нефти уменьшились за последние два года почти с 2,9 миллионов до одного миллиона (159 литров) баррелей в день.
Оздоровлению ситуации в Ираке будет, как предполагается, вновь мешать этническое соперничество. В случае свержения Саддама Хусейна (Saddam Hussein) курды на севере страны не упустят возможности заявить о своих претензиях на нефтяные месторождения Киркук. Шииты в южных районах страны в районе Басры и на иранской границе тоже будут настаивать на том, чтобы иметь, по меньшей мере, материальную долю от прибыли, получаемой от экспорта нефти. Требование, которое в связи с угрозой в регионе шиитского фундаментализма, вряд ли можно будет проигнорировать.