Джон Ле Карре (John le Carre), автор нескольких блестящих шпионских романов, пишет в лондонской газете "The Times", что "в Америке наступил очередной период исторического сумасшествия". Этот период "хуже чем маккартизм", и даже хуже, чем - весьма странный выбор - "Залив Свиней". Может быть, Ле Карре имеет в виду кубинский ракетный кризис. Возможно. В конце концов, в его статье много и других ошибок.
Одной из них является, к примеру, его утверждение, что "88 процентов американцев хотят" войны с Ираком. Где он взял эти цифры, я не знаю. На самом деле хотят войны 57 процентов, меньше, чем в декабре, когда в пользу войны высказалось 62 процента населения. Так как статья Ле Карре была опубликована 15 января, то можно сделать однозначный вывод, что он печатает быстрее, чем думает.
Ле Карре, конечно, известный писатель - автор таких бестселлеров, как "Шпион, вернувшийся с холода" ("The Spy Who Came in From the Cold"), "Шпион, выйди вон!" ("Tinker, Tailor, Soldier, Spy"), и других произведений, некоторые из которых были экранизированы. Он, возможно, самый известный, и, за исключением, может быть, Джоан Роулинг (J.K. Rowling), самый богатый писатель в Великобритании. Когда он высказывается, особенно по туманным вопросам, относящимся к ведению разведки, его словам воздается должное уважение. В конце концов, предполагается, что он кое-что знает.
Поэтому не удивительно, что его эссе разлетелось по всему интернету и так получилось, что оно попало и ко мне. Я нашел его интересным, не из-за содержания, пропитанного фальшью, а из-за его высказываний об имидже Америки за границей и, что не менее важно, из-за признаков интеллектуального краха антивоенного движения.
По формулировке Ле Карре, Соединенные Штаты управляются "хунтой Буша", и война с Ираком будет вестись за нефть, или, как вариант, по колониальным мотивам, или просто чтобы позадираться. Даже "несчастная сумасшедшая маленькая Северная Корея" каким-то образом представлена как жертва - что является, как мне кажется, примером творческой одаренности Ле Карре.
Эссе вызывает озабоченность не тем, что Америка в изображении Ле Карре совершенно неузнаваема для меня, а тем, что оно совершенно ничего не говорит о том, что нужно делать с Саддамом Хусейном (Saddam Hussein). В том, что с ним что-то нужно делать, не сомневается даже Ле Карре. "Я хотел бы быть свидетелем свержения Саддама", - пишет он, однако затем добавляет: "но не в понятиях Буша".
Тогда в чьих же понятиях, сэр, и как? Ле Карре молчит. Возникает впечатление, что выступать против Буша гораздо важнее, чем выступать против Хусейна. Прочитав Ле Карре, вы можете подумать, что Буш дважды вел войны со своими соседями, что он использовал химическое оружие против своего народа и что он убивает своих оппонентов - демократов и умеренных республиканцев. Нужно бояться Америки Буша, а не Ирака Хусейна.
Это еще более опасное сумасшествие, чем то, которое, по словам Ле Карре, охватило США. Оно выставляет Буша в карикатурном виде. Оно не объясняет ничего, и, что еще хуже, не предлагает никаких альтернатив. Если существуют аргументы против войны с Ираком, то где же они? Ле Карре о них не говорит. Вообще, никто из левых о них не говорит.
Вместо этого мы слышим напыщенные тирады в духе Ле Карре о Большой Нефти, или, опять же из слов Ле Карре - о "колониальной войне". Как в период перед второй мировой войной, определенная часть левого крыла просто перестала думать. Они так хотят мира, что стали заниматься напряженным анализом: Что необходимо сделать? Как нам поступить с "несчастной сумасшедшей маленькой Северной Кореей" и ее несчастными сумасшедшими маленькими ядерными вооружениями и баллистическими ракетами средней дальности. И как мы поступаем с Ираком?
Я очень хорошо отношусь к идее пацифизма - но не тогда, когда кто-то подкрадывается ко мне с оружием. То же самое и с Ираком. Я ненавижу войну, и опасаюсь последствий войны с Ираком. Но мне нужна реалистичная альтернатива, которая сделает мир безопаснее и лучше, а не абстрактные мысли о том, что, если Америка вдруг каким-то образом отступит, то ученые Саддама не вернутся в свои лаборатории.
Ле Карре, как и многие другие, ничего не предлагает. Меня подмывает сказать, что он ненавидит Буша больше, чем Саддама Хусейна, однако дело может быть не в этом. Похоже, дело в том, что он попал в сети "исторического сумасшествия" и отвратительного антиамериканизма.
Он возвращается с холода в шутовском наряде.