Иракский конфликт нанес большой ущерб отношениям между США и европейскими партнерами по НАТО Францией и Германией. Правительства в Берлине и Париже с возмущением отреагировали на высказывание министра обороны США Дональда Рамсфелда (Donald Rumsfeld) о том, что обе страны олицетворяли «старую Европу» и препятствовали своей политикой разоружению Саддама Хусейна (Saddam Hussein).
Высказывания Рамсфелда свидетельствуют, насколько глубокими стали внутри НАТО противоречия в иракском вопросе. Министр обороны США сказал, что центр тяжести НАТО переместился на Восток. Тем самым, он сделал намек, что жесткая позиция США в отношении Ирака практически не встречает никакого сопротивления в Восточной Европе. «Старой Европе», Франции и Германии, Рамсфелд противопоставил «громадное число» других европейских стран, которые, по его словам, твердо стоят на стороне Вашингтона. Пресс-секретарь президента Ари Фляйшер (Ari Fleischer) сказал, что ожидается создание против Саддама «мощной» военной коалиции даже в случае, если «Франция не проявит солидарности».
В Берлине и Париже критика со стороны Рамсфелда вызвала жесткое осуждение политиков, вне зависимости от их партийной принадлежности. Если канцлер ФРГ и президент Франции сами высказывания, прозвучавшие из Вашингтона, не комментировали, то очень резкая реакция последовала, прежде всего, из Франции. Министр экономики и финансов Франсис Мэр (Francis Mer) сказал, что замечание Рамсфельда его «глубоко оскорбило». Бывший социалистический министр Мартина Эбри (Martine Aubry) говорила о «надменности» США, которые «во все большей степени хотят править миром в одиночку». Твердый отпор замечаниям был дан также в берлинском правительстве: «По своей форме и тональности это совершенно чуждо и не соответствует дипломатическим традициям». Отпор замечаниям Рамсфелда дали председатель французской правящей партии "UMP" Ален Жюпе (Alain Juppe) и руководитель фракции ХДС в немецком бундестаге Анджела Меркель (Angela Merkel). Жюпе сказал, что он горд тем, что является представителем «старой Европы». Меркель подчеркнула, что Европу невозможно разделить на новую и старую. Председатель Внешнеполитического комитета Фолькер Рюэ (Volker Ruehe) охарактеризовал поведение Рамсфелда как неумное. Министр иностранных дел Фишер (Fischer) и его французский коллега Доминик де Вильпен (Dominique de Villepin), напротив, проявили в официальных выступлениях сдержанность. «Я думаю, что наша позиция не является проблемой», - сказал в Берлине Фишер. Вильпен напомнил о необходимости «честного и уважительного» общения.
Правительство Германии при поддержке Франции направляет в настоящее время свои усилия, имеющей право вето в Совете безопасности ООН, на выигрыш времени в вопросе принятия решения о войне против Ирака. Фишер дал в Берлине понять, что он выступает за подготовку второго доклада инспекторами ООН и его представления в период после 27-го января, когда последние передадут Совету безопасности свой первый доклад.
Правительство ФРГ, которое займет 1-го февраля председательское место в Совете безопасности, делает ставку, как это явствует из правительственных кругов, на то, чтобы заручиться поддержкой не только Франции, но и других государств, обладающих правом вето - России, Китая - и даже Великобритании.