Война или мир? Вчера Колин Пауэлл (Colin Powell) произнес в Давосе серьезнейшую речь, из которой следовало, что Соединенные Штаты готовы напасть на Ирак, даже не имея на то новой резолюции ООН и не заручившись поддержкой некоторых своих европейских союзников. По словам госсекретаря США: «Мультилатерализм не может быть оправданием бездействию». Как сказал Пауэлл, время заканчивается, и потому неясные возможности нахождения мирного решения конфликта утекают, словно песчинки в песочных часах.
Картина будущего может стать еще безрадостнее: ближайшие дни окажутся решающими, и мы узнаем, даст ли Буш (Bush) зеленый свет войне против Саддама Хусейна (Sadam Husein). Расписание на эту неделю вряд ли могло быть напряженнее. Сегодня пройдет заседание Совета Безопасности ООН, где будет заслушан доклад инспекторов, проводивших проверки в Ираке. За несколько часов до этого совещания в Брюсселе состоится встреча министров иностранных дел стран-членов ЕС, на которой дипломаты попытаются выработать совместную позицию по сложившейся кризисной ситуации. Завтра, во вторник, в Израиле пройдут эпохальные выборы. В конце этого же дня, когда в Европе уже будет за полночь, Буш обратится к американскому народу со своим традиционным посланием к нации. Среда может стать переломным моментом в истории, так как именно на этот день намечено заседание Совета Безопасности: на обсуждение будет вынесен вопрос о том, стоит или нет начинать войну против Саддама и на каких условиях. А в четверг Буш принимает в Белом Доме Тони Блэра (Tony Blair), и результатом этой встречи может стать вынесение окончательного решения по войне.
Нет никаких сомнений в том, что наступившая неделя будет определяющей для нашего будущего - войны или мира. Но принятие того или иного решения во многом зависит от событий, которые одновременно будут происходить в трех образовавшихся на сегодняшний день политических и дипломатических центрах.
1) Евро-Атлантический фронт
Если кто-нибудь и способен остановить начатую гонку, так это - та самая «старая Европа», о которой столь пренебрежительно отозвался Дональд Рамсфельд(Donald Rumsefeld): на конфликт с Саддамом европейцы явно смотрят без энтузиазма.
Вчера Пауэлл высокомерно упрекнул в неблагодарности европейцев за все то, что Соединенные Штаты сделали для них и всего мира в целом, и заявил, что его стране нечего стыдиться за свою внешнюю политику последнего столетия. В словах американского госсекретаря нашло отражение глубочайшее разногласие между США и Францией и Германией, настаивающих на убедительных доказательствах наличия у Саддама оружия массового уничтожения и на новой резолюции ООН в поддержку военной компании Буша.
Вчера Тони Блэр заявил, что не исключает возможности продления миссии инспекторов ООН «еще на несколько недель», а это означает, что США могут сделать уступку своим европейским союзникам. Но, похоже, что этого будет недостаточно для подавления сопротивления Франции, Германии, Голландии и других европейских стран, которые вовсе не намерены мириться с односторонним решением США.
Один из авторов «The New York Times» - Томас Фридман (Thomas Friedman) - вчера написал в своей статье, что французы всегда были французами, но сегодня пол-Европы стало французской. Стоит задаться вопросом: «Почему?». Ось Париж-Берлин сегодня действует как основной противовес имперской концепции правления миром, готовой поставить свои интересы выше общих законов. Услышав аргументы сдержанного Пауэлла, не так уж и сложно представить себе доводы его коллег - Чейни (Cheney) и Рамсфельда (Rumsefeld) - среди возможных вариантов, имеющихся в их паноплии (в данном случае имеется в виду «коллекция оружия» - прим. пер.), рассматривается и ядерное оружие.
2) Игровая доска ООН
И Китаю, и России будет что сказать на намеченном на среду заседании Совета Безопасности, однако непохоже, чтобы хоть одна из этих двух держав была готова противостоять США в открытую.
В Давосе Пауэлл вновь повторил, что на заседании СБ ООН Соединенные Штаты намерены представить несомненные доказательства наличия у Саддама запрещенных видов вооружения. Такие доказательства могли бы серьезно повлиять на существующее положение вещей, но на самом деле всем известно, что вплоть до настоящего времени американские секретные службы не представили ни одной улики.
И абсурдно требовать от Саддама доказательств наличия в Ираке оружия, которого, по его словам, у него нет. Даже если Саддам и будет уличен во лжи, военные акции могут быть оправданы только в том случае, когда багдадский диктатор откажется сдать найденное у него оружие либо станет препятствовать работе инспекторов ООН. До настоящего времени не произошло ни того, ни другого. Придется подождать сегодняшнего доклада Ханса Бликса (Hans Blix), который, вероятнее всего, подтвердит, что инспекторы не нашли материалов, оправдывающих начало войны.
3) Ближневосточный кризис
Одной из причин возможной интервенции, планируемой Бушем, можно считать создание нового стратегического равновесия в зоне. А это, вне всякого сомнения, означает формирование в Ираке режима - неважно, демократического или нет - соответствующего интересам США.
Ирак, подобно клину вбит между Ираном и Сирией - двумя враждебно настроенными к Соединенным Штатам странами, поддерживающими борьбу палестинцев за независимость. Осуществление политического контроля над Багдадом позволит Буша не только завладеть гигантскими нефтяными месторождениями, но даст ему возможность создать из Ирака мощный буфер, сдерживающий продвижение мусульманского радикализма.
Но военная операция таит в себе многочисленные опасности и неясности. Первое: покончить с Саддамом, готовым защищаться до самой смерти в своем Багдаде, будет не так-то просто, и войскам союзников придется захватывать город, если диктатор не пожелает сдаться сам. Второе: результатом войны может стать полная дезинтеграция страны, в которой проживают такие важные этнические меньшинства, как курды на севере и шииты на юге. И, третье: война может дестабилизировать ситуацию во всей зоне, прежде всего в Саудовской Аравии.
Истинный мир на Ближнем Востоке во многом зависит от разрешения обострившегося конфликта между палестинцами и израильтянами. Завтра израильтяне опустят свои избирательные бюллетени в урны, чтобы распределить 120 депутатских мест в Кнессете. Предстоящие выборы станут настоящим плебисцитом по политике Шарона (Sharon), завершившего свою избирательную кампанию кровавой операцией в Газе, в результате которой 12 палестинцев погибло и 50 было ранено. Это не тот путь, по которому следует идти для создания в 2005 году палестинского государства, как это предложил вчера Пауэлл. Похоже, что американский госсекретарь не понимает, что, подливая масла в огонь, пожара не потушишь.