Евгения Альбац является колумнисткой московского политического еженедельника "Новая Газета". Она в настоящее время работает в центре Дэвиса по изучению России в Гарвардском университете
Москва, 25 января 2003 года. Если и оставались какие-то иллюзии в отношении того, что в Россию придет закон и порядок - как и обещал стране президент Владимир Путин, когда он пришел к власти 3 года назад - они, безусловно, были рассеяны финансовыми махинациями, которые имеют здесь место в настоящее время. Во-первых, это продажа последней крупной государственной нефтяной компании, "Славнефть", некоторым из дружков руководства в Кремле за цену, которая составляет менее половины того, что могло бы получить правительство в случае проведения действительно открытого рыночного аукциона. Затем эти игры, в которые все те же кремлевские дружки при патронаже все того же Кремля играют с акциями российской энергетической монополии РАО "ЕЭС" (Единые энергетические системы - прим. пер.) России".
Молодой и энергичный президент России любит говорить об общем благе и своем желании превратить Россию в богатую и цивилизованную страну. Это все, конечно, хорошо. Но те более 4 млрд. долл. США, которые уже были готовы выложить за "Славнефть" некоторые иностранные инвесторы, во многом могли бы поспособствовать достижению этой цели, оказав поддержку и обеспечив более достойную жизнь, скажем, российским пенсионерам (получающим в среднем 46 долл. США в месяц) и сиротам.
Но правительство отвергло это предложение. В который уже раз оно дало понять, что ради консолидации власти и повторного избрания на пост президента г-н Путин готов вознаграждать своих дружков драгоценными кусками собственности за счет благосостояния рядовых граждан страны.
"Славнефть" является восьмой по величине в России нефтяной компанией. О продаже 75% ее акций государство объявило некоторое время назад, запросив за них приблизительно 1,7 млрд. долл. США. Но даже некоторые высшие чиновники правительства считали, что это слишком низкая цена; они предлагали в качестве "справедливой цены" 2,5 млрд. долл. США, по меньшей мере.
Правительство обещало, что аукционирование этой компании, одной из последних жемчужин в российской короне, будет честным и прибыльным - совершенно отличным от прежних сделок, в ходе которых некоторые из лучших в стране компаний по добыче природных ресурсов были проданы ни за понюшку табака. Это была цена, которую Кремль (и страна) заплатили олигархам за помощь в переизбрании Бориса Ельцина на пост президента и за помощь в предотвращении захвата власти коммунистами.
На этот раз, однако, никакой рациональной основы для сделки подобного рода, кажется, не было. Рейтинг популярности г-на Путина стабилен и высок. Однако же, по мере развития событий, претенденты мистически начали выбывать из игры. Оставался всего один, китайская фирма CNPC, которая, по сведениям из некоторых источников, была готова заплатить более 4 млрд. долл. США. Но за день до аукциона, и после того, как генеральный директор этой компании несколько часов беседовал с высшими экономическими чиновниками России, компания CNPC сняла свое предложение. Победитель стал ясен: это была фирма, которую представляли два непримиримых соперника, нефтяная компания "Сибнефть" - владельцем которой был инсайдер Кремля Роман Абрамович - и нефтяная компания ТНК, которая участвовала в этой сделке в обмен на обещание отдать под ее контроль некоторые авуары компании "Сибнефть", которые она давно хотела заполучить. Выиграло предложение 1,86 млрд. долл. США, менее половины того, что могло бы получить правительство.
Не приходилось сомневаться, что реальным локомотивом этой сделки была компания "Сибнефть". В самом деле, уже прошлым летом, задолго до публичного объявления об аукционе, ходили слухи, что Кремль выбрал ту фирму, которая должна выиграть нефтяной аукцион. Но почему президентский аппарат пожелал оказать такую услугу какой-то конкретной компании?
Причина в том, что "Сибнефть" в прошлом фактически контролировала крупнейшую телевизионную сеть "Первый канал", который транслирует для примерно 97% семей россиян в 11 часовых поясах. Г-н Абрамович, один из главных финансистов президентских кампаний г-на Путина, незадолго до того уступил Кремлю свою долю акций Первого канала. В обмен, как указывают источники, ему были даны гарантии, что он станет победителем на аукционе по продаже компании "Славнефть".
Кремль, разумеется, знает, что успех на будущих президентских выборах в большой мере зависит от того, что Первый канал будет находиться под контролем государства. Согласно моим оценкам, российское государство в настоящее время контролирует более 87% всех национальных средств массовой информации (СМИ), в отличие от 52-53% на тот момент, когда г-н Путин стал президентом страны. Таким образом страна, в которой две трети граждан живут ниже черты бедности, помогает платить более 1 млрд. долл. США за политику, которая гарантирует переизбрание г-на Путина в 2004 году.
Но этого, очевидно, было недостаточно. В то время как государство готовило сделку по продаже нефтяной компании, кое-кто из все тех же кремлевских дружков, которые участвовали в ней, начали в массовом порядке "разбавлять" акции энергетической монополии страны РАО "ЕЭС России", которой руководит Анатолий Чубайс. На РАО "ЕЭС России" оказывается сильное давление в пользу ее реформирования, в рамках общих усилий по установлению действительно свободного рынка в сфере энергетики в России. Однако значительное сопротивление этому оказывают те, кто заинтересован в сохранении нынешней монополии.
Таким образом, даже несмотря на это, что в этом предприятии контрольный пакет акций принадлежит государству, усилия по разбавлению акций предпринимаются под патронажем официальных лиц Кремля. По мере того как становится все ближе к реалии реформа РАО "ЕЭС России", политики, законодатели и находящиеся под контролем (или на зарплате) Кремля СМИ, а также и сами высшие кремлевские чиновники начинают очень активную кампанию против реформ в РАО "ЕЭС России", высмеивая руководство РАО "ЕЭС России" и обвиняя его ни в чем ином, как в подрыве национальной безопасности. Сообщение для акционеров было четким: Чубайс оказался в большом затруднении, и потому реформы не будет. Вкладчики начали продавать свои акции, и рыночная капитализация этой монополии резко упала, в результате чего солидные куски собственности сумели ухватить кремлевские инсайдеры.
Это хорошее приобретение. Тот, у кого имеется солидная доля акций нереформированной энергетической монополии, будет обладать большой властью в российских регионах (и тем самым влиянием на избирателей). Вот почему кремлевские друзья г-на Путина уже потратили более 600 млн. долл. США на приобретение более 10% акций РАО "ЕЭС России" и теперь хотят купить значительно больше таких акций. А тем временем законодательные усилия по реформированию этой монополии забуксовали.
Никакая крупная коррупционная схема в России не может преуспеть без помощи Кремля. В последние 2 года так называемая война с олигархами в России ясно продемонстрировала, что у Кремля, если он того пожелает, есть множество путей и способов уничтожить любого олигарха, и не меньшее число путей и способов обогатить тех, кто ему лоялен. Разумеется, в этом случае теряет страна.