Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Солженицын разрушает последнее табу революции 1917 года

Солженицын разрушает последнее табу революции 1917 года picture
Солженицын разрушает последнее табу революции 1917 года picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Александр Солженицын, впервые открывший миру ужасы Гулага, в настоящий момент разрабатывает одну из самых щепетильных тем за свою авторскую карьеру: роль евреев в большевистской революции и чистках советского периода. В своей последней книге 84-летний Солженицын снимает последнее табу коммунистической революции: евреи были повинны в репрессиях. В книге «200 лет вместе» три главы посвящены обсуждению роли, которую сыграли евреи в геноциде населения России во время революции и в ходе секретных чисток в Советской России

Александр Солженицын, впервые открывший миру ужасы Гулага, в настоящий момент разрабатывает одну из самых щепетильных тем за свою авторскую карьеру: роль евреев в большевистской революции и чистках советского периода.

В своей последней книге 84-летний Солженицын снимает последнее табу коммунистической революции: евреи были повинны в репрессиях. В книге «200 лет вместе» (здесь содержится напоминание о частичном присоединении Польши в 1772 году, в результате которого количество еврейского населения в России значительно увеличилось) три главы посвящены обсуждению роли, которую сыграли евреи в геноциде населения России во время революции и в ходе секретных чисток в Советской России.

Реакция еврейских лидеров и некоторых историков на публикацию книги была бурной. В числе прочего критики обсуждали мотивы, побудившие Солженицына к ее написанию, и выдвигали обвинения в фактических погрешностях и разжигании антисемитизма в России.

По мнению Солженицына, некоторые еврейские сатирики революционного периода «сознательно или бессознательно перекладывают на русских» вину за геноцид населения России. Однако он считает, что все этнические группы должны признать вину за совершенные преступления, и утверждает, что тема участия евреев в геноциде и чистках замалчивается.

Солженицын, которому пришлось провести большую часть своей жизни в советских концлагерях, за которыми последовали гонения, лишь только он решился изложить на бумаге свои лагреные переживания, получил Нобелевскую премию по литературе в 1970 году. Сейчас его здоровье оставляет желать лучшего, но в февральском интервью он сказал, что Россия должна разобраться со своим прошлым, а именно с послереволюционным и сталинским геноцидом, и что евреев должна так же оскорблять их роль в проведении чисток, как и их преследование со стороны советской власти.

«Цель моей книги - проникнуться мыслями, чувствами и психологией евреев, иными словами, понять их духовную составляющую, - сказал писатель. - Я никогда не обобщаю, когда дело касается народа. Я всегда буду проводить различия между разными слоями евреев. Одни евреи ринулись в революцию, очертя голову. Другие, наоборот, держались сзади. Еврейский вопрос долгое время считался закрытой темой. Жаботинский (еврейский писатель) как-то заметил, что самое большое одолжение, которое нам могут сделать наши русские друзья, это никогда не говорить о нас вслух».

Тем не менее, книга Солженицына вызвала дискуссии в России. Так, например, по мнению одного еврейского лидера, она лишена «каких бы то ни было достоинств».

«Это ошибка, даже гении способны совершать ошибки, - считает Евгений Сатановский, президент Российского еврейского конгресса. - Ричарду Вагнеру не нравились евреи, но это не мешало ему быть великим композитором. Достоевский был великим русским писателем, но при этом сохранял крайне скептическое отношение к евреям.

Эта книга не о том, как русские и евреи жили вместе на протяжении 200 лет, в ней рассказывается о том, как они жили порознь на одной территории. Эта книга слаба с профессиональной точки зрения. С точки зрения литературы, она лишена каких бы то ни было достоинств».

Однако, по мнению одного из биографов Солженицына Д.М.Томаса, новая книга писателя далека от пропаганды антисемитизма. «Я бы не стал подвергать сомнению его искренность. Он говорит о том, что твердо поддерживает государство Израиль. В его художественных и публицистических произведениях можно найти привлекательных, приличных и антисталински настроенных евреев».

Профессор Роберт Сервис (Robert Service) из Оксфордского университета, эксперт по российской истории 20 века, отметил, что, судя по тому, что ему удалось прочесть о последней книге, Солженицын «абсолютно прав».

«Троцкий полагал, что распространение антисемитизма было отчасти обусловлено неприятием, которое вызывало стремление евреев заполучить места на государственной службе. Он был по-своему прав, евреи не были простыми зрителями революционных потрясений. Они были и жертвами, и палачами».

Не приходится сомневаться, что нужно большое мужество, чтобы писать об этом в России. И все же писать об этом нужно, потому что о евреях чаще всего пишут фанатики. Книгу г-на Солженицына отличает гораздо более взвешенный подход к проблеме».

Тем не менее, есть люди, которые не согласны с Солженицыным в том, что данную конкретную тему необходимо обсуждать именно сегодня. Василий Бережков, полковник КГБ в отставке и историк, специалист по деятельности секретных служб и НКВД, говорит: «Вопрос этнической принадлежности не имел значения ни во время революции, ни в истории НКВД. Это была социальная революция, и те, кто служили в НКВД и ЧК, служили идеям социальных преобразований».

«Солженицын пишет, что в НКВД работало много евреев, а это может способствовать разжиганию антисемитизма, имеющего глубокие корни в российской истории. Я считаю, что эту проблему лучше не обсуждать сейчас».