Даже если неясно, какую позицию могла бы занять Россия в случае принятия второй резолюции ООН по Ираку, у Кремля в арабской стране есть вполне определенные интересы. Они сходятся на нефти и получении долгов. Большую часть долгов в размере восьми миллиардов долларов США Багдад накопил в бытность существования Советского Союза, среди прочего в результате сделок, связанных с вооружением. Российское правительство хочет гарантировать возвращение этих денег также и в случае силовой «смены режима».
Еще важнее для Кремля могут быть интересы российских нефтяных концернов. Между иракской и российской нефтяной промышленностью поддерживаются тесные связи. В советские времена СССР помогал Ираку в освоении нефтяных месторождений. Эти связи сохраняются и сегодня. Например, российская нефтяная компания «Зарубежнефть» работает в настоящее время на севере Ирака и использует свою рабочую силу на месторождении Киркук. Насколько ненадежными являются такие контакты с иракским диктатором Саддамом Хусейном (Saddam Hussein), свидетельствует то, как он обошелся с крупнейшей российской нефтяной компанией «Лукойл». Компания заключила в 1997 году договор об освоении нефтяного месторождения Западная Курна. Стоимость контракта могла составить до 20 миллиардов долларов США. Несколько недель назад Багдад расторг договор. Основание: «Лукойл» так и не приступил к работам. Вероятнее всего, иракцев возмутило то, что представитель «Лукойла» зондировал у иракской оппозиции почву относительно того, смогут ли компания спасти свой договор и после ухода Саддама. Несколько дней назад Багдад вновь восстановил договор с «Лукойлом», очевидно, в надежде на политическую поддержку Москвы в жестокой предвоенной схватке с США.
Россия из внутриполитических соображений ни в коем случае не может отказаться от соучастия в иракском нефтяном бизнесе. Российская экономика живет от доходов от экспорта сырья. Бюджет на 2003 год рассчитан с учетом ожидаемых поступлений от нефтяного бизнеса. В основу расчетов была заложена цена на уровне 20 долларов США за баррель. Любое изменение цены на нефть в сторону уменьшения ставит этот бюджет под угрозу. Санкции ООН до сих пор мешают увеличению объемов экспорта иракской нефти. Если после «смены режима» санкции будут сняты, и иракская нефть зальет мировой рынок, цена за баррель могла бы резко уменьшиться. В результате рухнул бы российский бюджет. В связи с этим Россия добивается гарантий со стороны США, чтобы не оказаться захлестнутой иракской нефтяной волной. Президент США Джордж Буш (George Bush) ответил на это расплывчатым замечанием: будут, мол, учитываться все страны, имеющие интересы в Ираке, в том числе и Россия.