Своими культурно-историческими и публицистическими произведениями о великих историографических свершениях в судьбе России в двадцатом столетии Александр Солженицын приближается к своей цели создать литературный портрет своей родины. Одной из деталей этого портрета является его книга об истории евреев в России под названием «Двести лет вместе». Как показала реакция на первый том о девятнадцатом столетии, эта тема даже в необузданной в политической корректности России представляет собой минное поле. Во втором томе бесстрашный сапер Солженицын рассказывает, как о выдающихся фигурах из среды евреев, так и о государственном антисемитизме. Как показывает оживленная дискуссия среди критиков и читателей, священный столп, занимающийся преодолением российского прошлого, задает, возносясь от статистических данных и официальных документов к методу метафизики наций, тон, который инспирирует русских идти на обмен мнениями по обеим сторонам этническо-культурного поля.
Читателям Солженицына сегодня причиняет боль то, как он, используя цитаты еврейских авторов, демонстрирует их не слишком патриотическую любовь к России. В книге упоминается Шулим Даин (Schulim Dain), который незадолго до начала второй мировой войны высказывал пожелание, чтобы евреи в предстоящих сражениях, «не их сражениях», заняли позицию стороннего наблюдателя. Он не будет отказываться идти воевать, но ни в коем случае не станет добровольцем, сказал Даин. Несмотря на это, русские и евреи вместе воевали против Гитлера (Hitler). Шулим Даин пал под Сталинградом. Между тем, Солженицын не скупится для своих читателей на статистические данные, свидетельствующие о том, что процент евреев, эвакуированных вглубь территории страны, был непропорционально высоким. Крайне неприятной, заявляет критик Александр Оссовцов в «Известиях», была для него содержащаяся в книге инсинуация, будто евреи склонялись к пораженчеству.
Литературовед Мариэтта Чудакова замечает в той же газете, что книга Солженицына несколько отстраненно рассматривает повседневный антисемитизм в России. Она вспоминает, как еще в шестидесятые годы партийные функционеры пытались не допускать в университеты одаренных еврейских абитуриентов. В книге Солженицына нет, по ее словам, внятных слов о мрачных фобиях. Мариэтта Чудакова объясняет это тем, что сострадание к своему собственному, преследуемому несчастьями народу перевешивает все остальное. Ему, очевидно, причиняет боль, что трагедия евреев в глазах мировой общественности как бы вытеснила трагедию русского народа. Но кто, ставит она вопрос, будет сострадать нам после того, как мы сами принесли столько страданий?
Несмотря на свою русскую фамилию, видимо, еврейский публицист Дмитрий Быков возвращает дискуссию к вопросу об исторической ответственности. Кое-что, пишет Быков в «Русском журнале», говорит в пользу того, что евреи сначала создали советский аппарат подавления, а потом вызвали к жизни движение диссидентов, которое разрушило это государство. Почему русские так легко отдают историческую инициативу в руки других, спрашивает Быков и дает два дополняющие друг друга ответа. Во-первых, русские хотят, чтобы в том, как развивалась история, всегда были виноваты другие, и никогда - они сами. Но это также означает, что русский народ вообще никогда не был заинтересован в сознательных исторических поступках.
Евреи в определенной степени сделали российскую историю вместо русских, так звучит провокационный диагноз Быкова. Сначала запоздавшая революция, потом контрреволюция в образе террора, затем атомная и водородная бомбы, сначала патриотические фильмы и песни, а в заключение - критическая поэзия бардов. Евреи Мандельштам, Пастернак, Бродский способствовали развитию русской литературы. Евреем является и демонический предприниматель Березовский, который поддерживал президентов Ельцина и Путина, как и сатирик с телевидения Шендерович, ругавший обоих. Между тем, русскую землю продолжают грабить свои же соотечественники, которые ведут себя как оккупанты, заявляет Быков. А самый активный и самый мудрый русский, Александр Солженицын, обсуждал во время своей беседы с президентом Путиным в качестве самой важной темы проблему российских лесов.