Нынешний президент Соединенных Штатов отбросил свою страну на два десятилетия назад, к самому расцвету консервативной контрреволюции
Ярый американизм. Империализм без каких-либо оговорок. Христианское мессианство. Жесткие правые взгляды. Полный набор определений для президентства, многими изначально названного «несущественным», но сегодня уже проявившим себя как всеразрушающее, неистовое и сокрушительное.
При Джордже У. Буше (George W. Bush) в качестве лидера государства американское общество всего лишь за два года было отброшено на два десятилетия назад, к самому расцвету консервативной контрреволюции президента Рейгана (Reagan). Борьба со злом, противоракетный щит, снижение налогов, дефицит, экономический спад, зародыши антиамериканизма в Европе, многовековой альянс с Великобританией, действующий вулкан Ближнего Востока, исламский фундаментализм.
Что, правда, то - правда: в те времена Саддам (Sadam) был еще союзником, а Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) - утонченным американским посланником. Но суть эры Рейгана и эры Буша II - за исключением Берлинской стены - одна и та же.
Главнокомандующий Джордж У. Буш, появившийся в Белом Доме с видом участливого республиканца, не только призвал обратно на службу самых рьяных сержантов тех далеких времен [Негропонте /Negroponte, Рейха / Reich, Пойндекстера / Poindexter], но и придал всему своему президентству не просто идеологическую, а даже теологическую направленность.
«Ось ненависти»
Сегодня все мы знаем, что анафема, которую с легкой руки бывшего президентского составителя речей Дэвида Фрама (David Frum), должны были провозгласить против оси ненависти, позднее получила другую формулировку. Конечный вариант «ось зла» подчинялся именно требованию ввести библейскую компоненту в речь президента.
Буш, как известно, каждое заседание своего кабинета начинает с небольшой молитвы, а в религиозном рвении его опередил, пожалуй, что, только вызывающий столько полемики своими право-христианскими взглядами генеральный прокурор Соединенных Штатов Джон Эшкрофт (John Ashcroft).
Состояние американской нации, как бы ни пытался это скрыть в своем вчерашнем выступлении президент, в крайний восторг отнюдь не приводит. Самый высокий уровень безработицы за последнее десятилетие: 6%. Весьма сомнительные перспективы экономического роста. Вызывающее беспокойство увеличение дефицита. Все более углубляющаяся пропасть между богатыми и бедными.
Тем не менее, Буш попытался вчера встать на место среднего американца и развеять миф, что, будто бы снижение налогов выгодно одним лишь богатым американским гражданам. Демократы выстрелили по его ватерлинии и обвинили нынешнего президента в том, что его налоговая политика еще безрассуднее той, что в свое время проводил Рейган: «Ни один миллионер не должен отставать». Но Буш, подобно Рейгану, пытается извлечь всю возможную выгоду из дефицита доверия к республиканской партии. Буш страшится гнева Божьего, или, можно сказать иначе, что в эти времена непримиримой войны со злом он боится остаться без поддержки. Только у зла теперь лицо не Усамы (Osama), а - Саддама. Как же за год изменился мир!
Вчера Буш перешел экватор отведенного ему срока правления с уверенностью, гарантированной большинством республиканцев в Конгрессе. Он готов и дальше продолжать свой крестовый поход против нарушителей морали: Буш идет на любые уступки правым христианам, а его негативное отношение к теме абортов может вывести из себя американское общество.
Хотя любые решения, принятые им в отношении внутренней политики государства - в том числе и очередные посягательства на гражданские свободы и непрекращающаяся война с окружающейся средой - тут же окажутся на втором плане, как только начнется наступление на Ирак.
Бушу II, как и прежде Рейгану, нравится идти на риск. Судя по всему, это и есть его ставка на второй мандат, которую он делает, хорошо усвоив урок поражения своего отца и определив себе целью продолжить контрреволюцию, начатую и незаконченную его крестным отцом.
Последний номер еженедельного приложения к «New York Times» вышел с заголовком «Сын Рейгана», а фотомонтаж, помещенный в журнале, показывал удивительные метаморфозы экс-президента в нынешнего хозяина Белого Дома. «Джордж У. Буш стал таким, каким его никто не мог себе представить: влиятельным правителем с абсолютно консервативными планами и инстинктами игрока. По сравнению с ним, Рональд Рейган может показаться умеренным».