Между российскими властями и частным нефтяным сектором разгорается битва за контроль над планируемыми к постройке трубопроводами, по которым будет осуществляться экспорт нефти. От исхода этого спора будет зависеть, насколько быстро сможет Россия увеличить количество нефти на мировом рынке и ослабить зависимость всего мира от Ближнего Востока.
Сейчас, когда добыча нефти в России растет, частный сектор нефтяной промышленности готов инвестировать миллиарды долларов в строительство новых трубопроводов и портов. Однако правительство недавно заявило, что оно не собирается отказываться от доставшегося ему с советских времен контроля на экспортной инфраструктурой, видя в этом контроле рычаг, необходимый для того, чтобы держать могущественных нефтяных магнатов в узде. Обе стороны ищут компромисс за закрытыми дверями, однако если споры выльются наружу, то это может отложить строительство так необходимых трубопроводов.
По большому счету эти споры станут для российской экономики испытанием на зрелость: готово ли государство довериться частному бизнесу настолько, чтобы ослабить свою регулятивную функцию, способствуя тем самым притоку новых инвестиций?
Конфликт зародился в конце прошлого года, когда четыре крупные нефтяные компании объявили о планах строительства нефтепровода и порта в Арктике стоимостью 4,5 миллиарда долларов США, которые смогут обеспечивать до 10 процентов импорта нефти Соединенных Штатов. Вашингтон встретил эту новость с одобрением, и компании начали планировать изучение осуществимости данного проекта. Однако премьер-министр Михаил Касьянов отклонил этот проект, а также еще один, предусматривающий экспортный нефтепровод в Китай, заявив, что все новые нефтепроводы должны принадлежать государству.
Несмотря на то, что Кремль стремится увеличить политический вес России, поставляя больше нефти Западу, аналитики считают, что он опасается возникновения частных нефтепроводов по нескольким причинам. Во-первых, он не хочет, чтобы чрезмерный экспорт нефти привел к нехватке нефти и росту цен на нее на внутреннем рынке. Во-вторых, он хочет контролировать транспортные тарифы. И, что, возможно, самое главное в свете грядущих в конце этого года парламентских выборов, Кремль нуждается в дубинке, которая не позволит могущественным бизнесменам вмешиваться в политику.
Контроль над трубопроводами, осуществляемый через государственную монополию "Транснефть", "является частью политики президента Владимира Путина по удержанию олигархов на коротком поводке", говорит Валерий Нестеров, аналитик московского инвестиционного банка "Тройка-Диалог".
Однако крупные производители нефти утверждают, что "Транснефть" не может строить нефтепроводы достаточно быстро, чтобы успевать за ростом производства, который составляет 10 процентов в месяц. На Всемирном экономическом форуме в Давосе Михаил Ходорковский, глава компании "Юкос", являющейся вторым крупнейшим российским производителем нефти, высказал редкую критику правительства Путина, заявив агентству "Reuters", что России, возможно, придется уменьшить добычу нефти, если государство не разрешит строительство частной инфраструктуры. "Если Россия хочет быть игроком на мировом нефтяном рынке, то она давно уже должна была решить проблему трубопроводов", - сказал г-н Ходорковский, желающий принять участие в финансировании арктического проекта, а также нефтепровода в Китай, стоимость которого оценивается в 1,7 миллиарда долларов США.
"Преимущества, которые Россия получит от приватизации, ясны как день", - отметил г-н Ходорковский в отдельном интервью "The Wall Street Journal". - Проблема заключается чисто в психологическом восприятии. Общественное мнение обеспокоено концепцией частных нефтепроводов, а скоро наступит время выборов".
Исход спора будет иметь большое значение для мирового рынка нефти. Россия уже является вторым крупнейшим в мире экспортером нефти, однако нехватка трубопроводов приводит к тому, что она может экспортировать менее двух третей из восьми миллионов баррелей нефти, добываемых ею ежедневно. Если объемы добычи продолжат расти, и если Россия сможет быстро создать новую инфраструктуру, то она сможет перехватить у нефтедобытчиков из стран Персидского залива значимую долю рынка. США одобряют идею строительства в России частных нефтепроводов, а представитель одной из российских нефтедобывающих компаний недавно сказал, что Вашингтон в ближайшие недели может увеличить объемы закупаемой нефти.
Понимая политическое значение данного спора, нефтяная промышленность усиленно пытается избежать раскола в отношениях с правительством. На прошлой неделе пять крупнейших производителей нефти написали г-ну Касьянову письмо, в котором они предложили ему компромисс: они помогут финансировать арктический проект и согласятся с тем, чтобы его владельцем стала "Транснефть", в обмен на низкие транспортные тарифы и исключительный доступ к нефтепроводу. Текущее российское законодательство устанавливает, что все производители должны иметь равные права на доступ к нефтепроводам.
Власти еще не ответили на данное письмо, однако вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев заявил во вторник в интервью, что нынешний принцип равного доступа справедлив и не должен быть отменен.
Президент "Тюменской нефтяной компании" Симон Кукес сказал, что он ожидает, что компромисс будет найден в течение ближайших нескольких месяцев. "Все осознают необходимость начала строительства, - отметил он в интервью. - Миру все равно, кто является владельцем этих нефтепроводов. Всех волнует то, насколько быстро мы сможем поставить нефть на рынки".
Однако, когда дело дойдет до выбора маршрута для прокладки нефтепровода, у правительства могут оказаться приоритеты, отличные от приоритетов нефтяных компаний. В то время как г-н Ходорковский настаивает на строительстве трубопровода в Китай, "Транснефть" хочет построить более длинный и более дорогой нефтепровод до Тихого океана, что позволит России экспортировать нефть в различные страны. По заявлениям "Транснефти", этот маршрут, заканчивающийся в порту города Находка, принесет России как геополитические, так и финансовые дивиденды. Однако "Юкос" сомневается в прибыльности этого проекта.