Россия отреагировала на речь американского президента Джорджа Буша (George Bush) очень сдержанно. Явных расхождений в руководстве, между тем, не было. В отсутствие президента Владимира Путина, который находится в Киеве, дело ограничилось тем, что должное отдали пустым дипломатическим фразам.
Выступление американского президента требует «последующего анализа», процитировало вчера российское информационное агентство «Интерфакс» ответ министра иностранных дел Игоря Иванова на вопрос относительно его оценки. Важный вывод Москва, между тем, для себя уже сделала, он заключается в том, что Буш выступил за наращивание усилий международного сообщества в борьбе против терроризма, сказал Иванов.
Заявление Буша о наличии секретной информации об иракском оружии массового уничтожения также требует тщательного изучения. «Для этого есть международные инспекторы», которые могли бы сделать из этого соответствующие выводы. Москва, и это бесспорно, по возможности не хотела бы выносить проблему Ирака за пределы ответственности Совета безопасности ООН.
Но в этом органе, как дал ясно понять за день до этого в Киеве начальник Иванова Владимир Путин, Россия будет продолжать проявлять гибкость. «Если Ирак будет создавать проблемы в работе инспекторов по вооружениям, то Россия тогда может изменить свою позицию и вместе с США разработать более жесткие решения», - предупредил Путин. Следовательно, принятию резолюции ООН, которая бы давала санкцию на военную операцию против Ирака, больше не должно в обязательном порядке мешать право вето, имеющееся у России.
Речь Буша вызвала негативную реакцию среди депутатов российского парламента. Заместитель председателя Думы и член фракции либералов «Яблоко» Владимир Лукин высказал недовольство по поводу отсутствия убедительных фактов, которые должны быть представлены только 5-го февраля.
Председатель парламентского Комитета по международным делам Константин Косачев, напротив, обвинил президента США в том, что тот намерен в любых условиях удерживать за собой роль «единственной ведущей державы мира». Непонятно также, почему секретная информация, о которой было заявлено сейчас, не была предоставлена инспекторам раньше, сказал Косачев.
Более прагматичную позицию занимают российские политологи. Президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов считает, что перед российской политикой в настоящее время стоит главная задача: своевременно встать на сторону победителей, чтобы, по крайней мере, сохранить свои позиции в регионе Персидского залива, в мире после Саддама Хусейна (Saddam). Высказывания Путина в Киеве, по его словам, оставляют для этого дверь открытой. Однако времени остается немного, сказал Никонов вчера в ходе круглого стола в Москве. «Когда на Багдад упадут ракеты, будет поздно», - предупредил он. Решение должно быть принято до этого.