31 января 2003 года. В России отмечается резкий рост добычи и экспорта сырой нефти. Вскоре поток экспортной нефти превысит пропускную возможность российских нефтепроводов и экспортных терминалов. Срочно нужны новые нефтепроводы и терминалы. Однако их строительство не поспевает за ростом объема экспортной нефти. Уже выявились узкие места, которые сдерживают поставки российской нефти на западные рынки.
В такой обстановке можно было бы подумать, что российское правительство станет поощрять нефтяные компании к тому, чтобы те использовали все имеющиеся нефтепроводы и порты на максимальную мощность. Однако вместо этого российское правительство и принадлежащая ему нефтепроводная монополия "Транснефть" вынуждают один крупный экспортный терминал для российской нефти закрыться.
Этот терминал находится в городе Вентспилс, Латвия, и является крупнейшим нефтяным портом в Прибалтике, а также вторым по значению для России после Новороссийского нефтяного терминала. Ежегодно этот порт обрабатывает не менее 16 млн. т нефти и нефтепродуктов. Вентспилский терминал принадлежит совместно частным латвийским инвесторам и государству, которое в текущем году планировало продать большинство своих акций на аукционе.
В этом месяце "Транснефть" прекратила поставки российской нефти в Вентспилс. Затем российское правительство объявило этому латвийскому порту смертный приговор - а именно, что оно не будет экспортировать нефть через Вентспилс в предстоящие месяцы. Это последний шаг в процессе методичного удушения этого порта. В прошлом году, например, в период с января до декабря транзит российской нефти через Вентспилс сократился до тоненького ручейка.
Российское правительство стремится довести этот терминал до банкротства и, таким образом, путем шантажа принудить его латвийских владельцев - как частных акционеров, так и правительство Латвии - продать контрольный пакет акций предприятия российской компании "Транснефть" по цене, которая намного ниже реальной стоимости предприятия.
Москва также несомненно полагает, что контроль российского государства над единственным крупный экономическим предприятием Латвии позволит оказывать экономическое, а быть может и политическое влияние на эту маленькую страну.