По подсчетам иракских историков, в период после войны в Персидском заливе за пределы страны были вывезены почти четыре тысячи археологических находок. Причиной невиданного прежде разграбления культурного наследия страны стали бомбардировки, введение санкций и мародерство. При этом у археологов нет средств для обеспечения охраны и организации превентивных мер для защиты достояния иракского народа.
До сих пор остается загадкой, каким образом могли некоторые зиккураты и строения, возведенные из специальной глины в древнем Вавилоне более 2000 лет назад, так долго противостоять ветрам и песчаным бурям. Что не смогли сделать силы природы, оказалось по силам человеку: за последние двенадцать лет войн и бедствий культурное достояние иракского народа расхищалось с невиданной прежде безжалостностью. Последние вылазки мародеров оказались завершающим драматическим аккордом расхищения наследства, доставшегося потомкам жителей древнего Вавилона, расхищения, начатого еще во времена турецкой империи и британского протектората. Вывезенные из Ирака сокровища теперь хранятся в европейских музеях.
В результате бомбардировок авиации союзников в 1991 году сильно пострадал знаменитейший зиккурат одного из самых главных шумерских городов Древней Месопотамии - Ур; значительный урон был нанесен и раскопкам на месте находившегося поблизости с Уром поселения Телахам. Но самое страшное мародерство началось в послевоенный период, когда в стране воцарился хаос, и международное сообщество ввело многочисленные санкции против иракского режима. По словам директора департамента археологии и ректора багдадского музея древностей Хабира Халида Ибрагима (Jabir Jalid Ibrahim), из страны было вывезено около 4000 предметов искусства. Большинство из этих археологических находок исчезли сразу после окончания войны, однако и в настоящее время в стране действуют преступные группировки, занимающиеся продажей предметов искусства иностранцам. Но подобная нелегальная торговля археологическими находками внутри страны жестоко наказывается, и, похоже, никто даже не пытается рисковать. На местном рынке торговли антиквариатом практически ничего не продается.
Обнаруженные пропажи
Многие из предметов искусства, вывезенные из страны, были обнаружены: по утверждению Ибрагима, в нью-йоркском Метрополитен-музее хранится, например, около 300 таких археологических находок. Однако, многие музеи по-прежнему проводят политику невозвращения Ираку принадлежащего ему культурного наследия до тех пор, пока не будут сняты санкции, наложенные на страну. Подобная позиция еще больше углубляет иракскую проблему, а граждане страны ощущают себя жертвами систематического расхищения принадлежащего им по праву культурного достояния. В самом начале этого печального пути турецкая империя полагала, что у нее развязаны руки и считала возможным распродавать все обнаруженные в ту эпоху археологические находки музеям различных европейских стран. Первые ограничения на растранжиривание культурно-исторического достояния Ирака были введены лишь в 1924 году, когда хашемитская монархия при поддержке Великобритании вела закон, согласно которому европейцы, занимавшиеся археологическими раскопками на территории страны, имели право на 10% обнаруженных находок либо, если речь шла о парном предмете, могли забрать себе одну из его частей. Именно так Лувр, Британский музей и Пергамский музей в Берлине смогли собрать свои богатейшие коллекции предметов искусства Древней Месопотамии.
Но, как бы то ни было, багдадский музей древностей по-прежнему обладает уникальной коллекцией произведений искусства - шумерских, аккадских, вавилонских, ассирийских, халдейских, селевкидских, сасанидских и абиссинских. Но на вопрос о сохранении в неприкосновенности всего этого богатства в случае начала бомбардировки американскими войсками Багдада, Ибрагим дает лаконичный ответ: «В настоящее время музей по-прежнему работает до часу дня». После того, как тот же самый вопрос директору задали еще раз, он уточняет, что о существовании какого-либо конкретного плана по охране произведений искусства ему ничего не известно.
Чаще всего основные памятники искусства и музеи Ирака хорошо охраняются. Тем не менее, нехватка средств приводит к тому, что защита памятников от грабителей находится не на должном уровне. В местах археологических раскопок нет даже оградительных барьеров вокруг плит с клинописью, датируемых началом нашей эры. Халид Ибрагим жалуется, что из-за введения эмбарго иракские ученые не могут получить специальные материалы, необходимые для сохранения вавилонских глиняных построек, чудом просуществовавших больше двух тысяч лет.
Однако, иракские историки поддерживают отношения с ЮНЕСКО, многими музеями и учеными-археологами, заинтересованными в сохранении культурного достояния иракского народа для потомков. Наряду со стремлением сохранить исторические памятники, в стране идет полемика о полном восстановлении некоторых монументов: эта политика зачастую находит поддержку самого иракского правительства. На месте древних руин из камня и песка воздвигаются строения, в которых воссоздается роскошь декоративного убранства ушедших времен. Подобная практика существовала и в Древнем Вавилоне, и в иных, ставших уже мифическими царствах. Сами иракцы начали задумываться над этой проблемой. И сегодня многие, подобно Ибрагиму, утверждают, что на месте археологических раскопок не должно строиться ничего лишнего за исключением лишь самых необходимых ограждений.
Тем не менее, иракские ученые не исключают возможность создания точных копий исчезнувших с лица Земли монументов. Если ситуация в стране когда-нибудь полностью стабилизируется, Ирак ждет большое будущее в качестве одной из туристических держав мира, богатых историческими достопримечательностями. И власти страны нисколько не скрывают своего интереса полностью использовать эту возможность.