Являются ли упомянутые сведения достаточными для оправдания проведения военной операции? В настоящее время в военном плане Ирак не представляет какой-либо первостепенной и действительно серьезной угрозы. Но Бликс заявил не только о наличии у Ирака химического и бактериологического наполнения для ракет, но и об отказе правящего режима разрешить полеты самолетов-разведчиков U2, о нежелании организовывать встречи с иракскими учеными для получения у них необходимой информации и о сокрытии большого количества документов.
Имеются ли убедительные доказательства связи Саддама с международным терроризмом? Существование связи между Аль-Каидой и правящим иракским режимом не доказано. Тем не менее, Саддам предоставляет (и делал это прежде) убежище и финансовую поддержку десяткам палестинских террористических группировок.
Какова в таком случае связь между проводимой в настоящее время антииракской кампанией и объявленной после событий 11 сентября борьбой с терроризмом? Для Джорджа Буша развязанная против Саддама кампания является неотъемлемой частью идущей великой войны с терроризмом. Американский президент опасается, что правящий в Ираке режим может поставлять оружие массового поражения негосударственным группировкам либо использовать его собственноручно.
Почему нападение на Ирак вполне вероятно, а с режимом Северной Кореи, уже располагающим ядерным оружием, ведутся переговоры? По мнению Вашингтона, введение санкций против правящего режима Багдада желанных результатов не принесло, а в отношении Северной Кореи однозначные выводы делать еще рано. Пхеньяну необходимы экономические компенсации и, в отличие от Ирака, этот режим не отрицает возможности проведения разоружения на определенной основе. Война против Северной Кореи приведет к необратимым последствиям, Багдад же сегодня выглядит легкой добычей. И, кроме того, Ирак обязан выполнять десятки резолюций ООН, а Северная Корея - нет.
Является ли разоружение Ирака главной целью возможной войны? Нет. Ближайшие помощники Буша в различное время заявили о существовании трех целей: стратегической, психологической и дипломатической. Первая: оккупируя территорию Ирака, Соединенные Штаты существенно увеличат свое влияние на шесть соседних государств и, соответственно, - контроль над их нефтяными месторождениями. Вторая задача: закончить работу, незавершенную в 1991 году, и доказать всему миру свою готовность отстаивать новую доктрину превентивной войны. И, последнее: нарушить существующее равновесие сил на Ближнем Востоке и проникнуть в самую колыбель исламского мира. Еще один шаг к установлению своей власти в системе, где после распада СССР Соединенные Штаты правят без соперника.
Возможно ли достижение этих целей без смены правящего в Ираке режима? Вряд ли: для стратегических планов США проверки инспекторов ООН представляются действенным инструментом крайне ограниченным во времени.
Возможно ли начало войны в ближайшие несколько недель? Да, за исключением лишь того случая, когда Саддам Хусейн будет смещен либо добровольно покинет свой пост. Джордж Буш и его основные союзники полагают, что Ирак не разоружается и не выполняет других обязательств, о которых говорится в резолюции 1.441. Откладывание нападения на продолжительное время подразумевает увеличение стоимости операции и усложнение имеющихся планов. Невозможно обеспечить длительное пребывание 150000 (или даже больше) солдат в пустыне. Экономика не перенесет кризиса, сдерживаемого на протяжении нескольких месяцев. Продление миссии инспекторов в Ираке не принесет желанных результатов: длительное пребывание в стране вряд ли окажется более эффективным, скорее - наоборот.
Когда начнется и как будет проходить нападение? Операция начнется после того, как Соединенные Штаты завершат дислокацию необходимого числа военных в регионе: от 150000 до 200000. При нынешних темпах отправки военных США смогут перебросить туда необходимое число солдат, приблизительно, через месяц. Но, учитывая, что американцы уже 10 лет бомбят различные объекты на территории Ирака, можно утверждать, что начало военно-воздушной операции - вопрос нескольких дней. Психологическая же война, которая сегодня является неотъемлемой частью любой современной войны, началась еще осенью и сейчас находится в самом разгаре.
Каков возможный план проведения операций? После нейтрализации в первые же часы после начала наступления иракских центров управления, контроля и коммуникаций, США попытаются установить контроль над нефтяными месторождениями на юге - в Румайле - и на севере - в Киркуке - где добывается почти две трети всей иракской нефти. Таким способом американцы попытаются предотвратить попытку Саддама уничтожить запасы нефти, как он сделал это в Кувейте, и нейтрализовать оружие, которое, судя по всему, у Саддама все же есть (в первую очередь, ракеты Scud). Затем американские военные попытаются создать два «пузыря» - на севере и на юге - и изолировать в них элитные иракские подразделения, которые не сдадутся в Багдаде и Тикрите.
Могут ли США рассчитывать на поддержку местных формирований, как это было в Афганистане и Косово? Группа из 500 иракских эмигрантов прибыла 26 декабря на венгерскую военную базу, расположенную на юге страны вблизи деревни Тасзар (Tsar). Это первая партия из 3000 отобранных иракцев, которые пройдут двухмесячную подготовку у американских военных, и в случае войны будут работать переводчиками, заниматься поставкой информации и оказанием поддержки. Вашингтон рассчитывает, что 70% иракцев (шииты и курды) поддержат военную операцию, как только поймут, что их территория освобождена.
Необходима ли для начала войны резолюция СБ ООН? Подобную резолюцию даже Белый Дом считает желательной. Однако, мировое сообщество разделилось на тех, кто считает резолюцию ООН обязательным условием для начала войны - это Франция и Германия и тех, кто, подобно Испании, Великобритании, Голландии, Италии и США, полагает, что решение Совета Безопасности не помешало бы. В принятой 8 ноября 2002 года резолюции 1.441 говорится, что Саддам Хусейн обязан выполнить все требования ООН последних десяти лет, а возобновленные 27 числа того же месяца инспекторские проверки названы «последним шансом». В последнем параграфе резолюции содержится предупреждение, что в случае невыполнения Ираком всех требований, Багдад ожидают «серьезные последствия».
Поддерживает ли общественное мнение возможное нападение на Ирак? Согласно всем опросам общественного мнения, результаты которых были опубликованы во второй половине января, большинство американцев выступает против односторонней военной операции против Ирака. Той же точки зрения придерживается и подавляющее количество европейцев.
Можно ли отложить войну? Генерал Ричард Майерс, Председатель Объединенного комитета начальников штабов США, заявил, что «жара плоха для всех, но в настоящее время наши силы лучше, чем иракские, подготовлены для выживания в таких условиях». Среди причин, по которым военная операция может быть отложена: высокие затраты на проведение иракской кампании в случае ее затягивания; отсутствие поддержки со стороны таких стран как Франция и Германия; сложности в создании стабильного положения в Ираке без Саддама.
Каковы основные опасности проведения операции? Как и в любой другой войне, военные действия приведут к гибели невинных жертв и непредвиденным сопутствующим потерям. Многие опасаются дезинтеграции Ирака, дестабилизации положения в некоторых соседних странах, серьезных экономических последствий и существенного урона для окружающей среды. В том случае, если операция продлится дольше планируемого времени, вполне возможен рост антиамериканских настроений в исламском мире, увеличение числа террористических операций, а, в самом худшем случае, и широкомасштабное использование оружия массового поражения.