4 февраля 2003 года. Официальные лица администрации Буша-младшего (George W. Bush) полагают, что Россия едва ли станет мешать проведению возглавляемой Соединенными Штатами военной акции против Саддама Хусейна (Saddam Hussein), если иракский президент будет и в дальнейшем отвергать требования Организации Объединенных Наций (ООН) отказаться от его оружия массового поражения (ОМП).
Российский президент Владимир Путин предпочел бы мирное решение, но, если Соединенные Штаты придут к мнению, что г-н Хусейн должен уйти, едва ли г-н Путин станет протестовать или использует вето России в Совете Безопасности (СБ) ООН, говорят несколько официальных лиц США, которые участвуют в широких дискуссиях с Москвой.
У России с правительством Хусейна есть важные коммерческие дела, в особенности касающиеся нефтяной индустрии, которые могут пострадать в результате смены правительства в Багдаде. Ощущая все возрастающую готовность США напасть на г-на Хусейна и затем оккупировать Ирак, российские официальные лица и бизнесмены стремятся получить заверения, что в случае, если в Ирак войдут американцы, их интересы будут соблюдены.
Сам г-н Путин на прошлой неделе публично приоткрыл дверь для изменения российского подхода к проблеме Ирака, когда он отступил от прежних высказываний своего правительства, что применению силы оправдания быть не может. Он сказал в Киеве, что, если Ирак создаст проблемы для инспекторов ООН по вооружениям, Россия могла бы заключить соглашение с Соединенными Штатами о более сильных мерах, назвать которые он отказался.
России отводится ключевая роль в стремлении администрации США добиться одобрения ООН потенциального применения военной силы. Как один из пяти постоянных членов СБ ООН, Россия имеет возможность наложить вето на любую резолюцию. Учитывая, что СБ и Европа расходятся во мнениях относительно того, каким должен быть следующий шаг, влияние Москвы может оказаться ценным для того, на чью сторону она встанет.
Государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin L. Powell) в среду выступит в СБ ООН, чтобы разъяснить точку зрения США на г-на Хусейна, которого американцы обвиняют в сокрытии химического и биологического оружия вопреки требованию ООН. Администрация США, которая считает также, что Ирак поддерживает международный терроризм и разрабатывает ядерное оружие, в данное время изучает вопрос о том, какую акцию ей следует проводить под эгидой ООН.
Российская позиция по данному вопросу, по мнению политиков и аналитиков, мотивирована в большой мере прагматизмом, который почти не имеет отношения к г-ну Хусейну и его вооружениям. Г-н Путин хочет сохранить прочные отношения с г-ном Бушем-младшим и с Западом, в то же время фокусируясь на развитии оказавшейся в затруднительном положении российской экономики.
В ключевые моменты последних 2 лет, когда ему приходилось делать важные политические выборы, которых он не желал, г-н Путин проглатывал свои опасения и двигался вперед. Так было, когда администрация Буша-младшего вышла из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО), заключила в 2002 году новое соглашение о ядерном оружии большой дальности действия и начала расширять Организацию Североатлантического договора (НАТО).
Г-н Путин, не испытывающий большой любви к г-ну Хусейну, также не хочет оказаться не на той стороне в случае, если иракский лидер падет, а американцы в послевоенный период станут принимать ключевые решения по Ираку.
"Путин не дурак. Он понимает поведение Джорджа Буша-младшего. Он осознает, что президент вполне серьезен в своих намерениях относительно Ирака", - сказал один высокопоставленный официальный представитель США, который назвал сделанное г-ном Путиным на прошлой неделе предупреждение Ираку "не случайным".
Соединенные Штаты, кроме того, готовят для представления г-ну Путину свидетельства того, что террористы, действующие в Чечне и в труднодоступном Панкисском ущелье соседней Грузии, некоторое время находились в Ираке и получали поддержку от Багдада, сказал другой американский официальный представитель. Этот представитель высказал мнение, что связи террористов (с Ираком - прим. пер.) могут оказаться более убедительным аргументом для г-на Путина, который остро заинтересован в Чечне, чем подробности, касающиеся иракских программ разработки вооружения.
В ходе начатых в прошлом году обсуждений российские официальные лица и руководители делового мира дали ясно понять администрации Буша-младшего, что их главной заботой в иракском эндшпиле являются финансы.
Россия имеет обширные интересы в энергетическом секторе Ирака, и на кону стоят несколько крупных контрактов. Кремль, осуществляющий общее руководство экономикой, развитие которой зависит от доходов от экспорта нефти, также озабочен тем, что возрожденная нефтяная индустрия Ирака станет добывать столько нефти, что мировые цены на нее упадут ниже 18 долл. США за баррель (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158, 75-158,98 л), и тогда Россия, как заявляют российские официальные лица, не сможет обслуживать свой внешний долг.
В дополнение, перегруженный долгами Ирак должен России 8 млрд. долл. США - деньги, которые россиянам очень хотелось бы с него получить, если в экономике Ирака наступит поворот к лучшему.
Официальные лица США говорят россиянам, что не могут обещать им особого отношения. Они отмечают, что амбиции в отношении Ирака и аналогичные претензии на послевоенные доходы есть и у других стран мира, и что значительную часть доходов от торговли иракской нефтью придется израсходовать на восстановление инфраструктуры страны и проекты социального обеспечения ее населения.
Как заявил один высокопоставленный сотрудник Государственного департамента США, американская администрация, тем не менее, гарантирует россиянам "равноправие" при решении вопросов разработки иракских нефтяных месторождений, но при этом уведомляет, что, в конечном счете, сами иракцы несут ответственность за принятие решений относительно развития своей нефтяной индустрии. Россияне "хотели бы услышать от нас, что мы будем уважать их интересы", сказал другой официальный представитель, отметивший, что Соединенные Штаты в своем ответе стремились не разочаровывать россиян. "Мы не собираемся их 'поджаривать', и, как я полагаю, они это ценят", - сказал он.
"Россиянам хотелось бы, чтобы у них были преимущества в положении, - сказала Фиона Хилл (Fiona Hill) из Брукингского института. - Но, как я думаю, их главная надежда состоит в том, что их не станут исключать - что условия игры будут для всех равными, и Соединенные Штаты не будут доминировать в послевоенной нефтяной индустрии Ирака". Г-жа Хилл считает, что г-н Путин не станет выступать против военной акции, если противостояние с г-ном Хусейном дойдет до критической точки. "Россияне, - сказала она, - не хотят, чтобы их оставили с носом".