Москва. 3 февраля 2003 года. Катастрофа американского космического челнока "Колумбия" возлагает основные обязанности по исследованию и использованию космического пространства в ближайшем будущем на многоуважаемую российскую программу, которая имеет большой опыт пилотируемых полетов, однако, по мнению большинства, находится в весьма затруднительном положении, чтобы выдержать столь тяжелую дополнительную ношу.
На космическую программу Россия выделяет из своего бюджета 266 млн. долл., что составляет менее 2% от тех 14,7 млрд. долл., которые выделяются Национальному космическому агентству США (НАСА), и едва достигает половины той суммы, которую расходует на космические программы Индия. Денег так катастрофически не хватает, что Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос) этой зимой предостерегло, что, возможно, будет вынуждено сократить число своих полетов на Международную космическую станцию (МКС), если его финансовое положение не улучшится. Национальное производственное объединение (НПО) "Энергия" по производству ракет-носителей и космических летательных аппаратов пытается ликвидировать дефицит своего бюджета, выпуская в качестве дополнительного ассортимента бытовые пылесосы и кухонную технику.
Однако, если катастрофа с "Колумбией" приведет хотя бы к кратковременному перерыву в осуществлении американской космической программы, именно на плечи Росавиакосмоса и НПО "Энергия" ляжет задача поддержания в рабочем состоянии МКС. Но даже при большом денежном вливании это будет достаточно трудно.
Теоретически, как утверждает представитель Росавиакосмоса Вячеслав Михайличенко, Россия способна на протяжении бесконечно длительного времени каждые 6 месяцев доставлять на МКС и забирать обратно космический экипаж в составе 3 человек. Более значительную трудность представляет доставка на МКС топлива и предметов снабжения - задача, которую россияне решали совместно с американцами, и которую в одиночку им будет решать куда тяжелее.
В текущем году Россия взяла на себя обязательство выполнить на МКС два рейса пилотируемых космических кораблей "Союз" и три рейса беспилотных транспортных кораблей "Прогресс". Если флот американских "челноков" останется на земле, для поддержания в рабочем состоянии МКС потребуется дополнительно не менее трех рейсов кораблей "Прогресс". Однако головному предприятию НПО "Энергия", где строятся корабли "Прогресс" и "Союз", а также заводу в Самаре, где производятся ракеты-носители класса "Союз", нужно 2 года, чтобы создать очередной готовый к запуску космический комплекс. По словам г-на Михайличенко, нехватка комплексов "Прогресс" начнет ощущаться уже в 2004 году, даже если строительство новых кораблей и ракет-носителей будет начато немедленно.
Россия в воскресенье успешно запустила первый из запланированных в 2003 году кораблей "Прогресс", который доставит на МКС достаточно запасов, чтобы обеспечить ее эксплуатацию до конца июня. Запуск второго "Прогресса" запланирован на начало лета, а третьего - в октябре.
В октябре прошлого года российский корабль "Союз" доставил на МКС экипаж, а второй "Союз" должен прибыть на станцию в конце апреля нынешнего года. Корабли "Союз" могут оставаться пристыкованными к МКС на случай срочной эвакуации с нее экипажа не более 6 месяцев.
Когда-то россияне намеревались наравне с американцами строить МКС. Однако нехватка денег вынудила их ограничить свою роль в этом деле перевозками на станцию и обратно людей и грузов, тогда как строительство МКС целиком взяли на себя Соединенные Штаты и другие страны.