Москва, 3 февраля 2003 года. Россия, возможно, уперлась в потолок своих возможностей по наращиванию экспорта нефти. Одна крупная компания по добыче нефти уже оказалась в затруднительном положении, а сегодня высокопоставленный менеджер другой компании предостерег, что к осени страна столкнется с серьезной проблемой.
В момент, когда Россия наращивает добычу нефти и забирает себе все большую долю мирового рынка у ближневосточных нефтедобытчиков, ее возможности по экспорту нефти - морские терминалы, нефтепроводы и железные дороги - уже задействованы на полную или почти полную расчетную мощность. Российские нефтяные компании зарабатывают от экспорта куда больше, чем от продажи нефти на местных рынках, и поэтому крупные нефтедобытчики пытаются найти новые маршруты для вывоза из России своей сырой нефти. Ряд компаний хотят строить новые нефтепроводы, которые до сего времени находятся в полном владении государственной монополии "Транснефть".
На сегодняшней пресс-конференции Леонид Федун, вице-президент компании "Лукойл", которая в настоящее время является второй по величине компанией России (лидирует компания "Юкос"), сказал, что к ноябрю российская нефтяная индустрия будет иметь резерв порядка 58-131 млн. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л) сырой нефти, которую она не сможет экспортировать, поскольку этого не позволит сделать пропускная способность российских нефтепроводов. К 2005 году, сказал он, экспортные потребности будут превышать существующие возможности на 211 млн. баррелей в год, или на 580000 баррелей в сутки.
Начиная с 2003 года, все нефтедобытчики будут сами заботиться о себе. Сложившаяся обстановка вызывает определенные трения среди нефтяных компаний и между ними и компанией "Транснефть". Последняя в свое оправдание сообщила, что пытается нарастить пропускную способность существующего нефтепровода в морской терминал Приморск на Финском заливе, а также открыть новый нефтепровод через Словакию к терминалу на Средиземном море. Согласно прогнозам "Транснефти", к концу текущего года пропускная способность возрастет на 7%, или на 220000 баррелей в сутки. "Мы не стоим на месте", - заявил председатель "Транснефти" Сергей Григорьев. Он подчеркнул, что, если удастся разрешить возникшие разногласия с Латвией, после возобновления работы морского терминала в Вентспилсе можно будет дополнительно экспортировать 320000 баррелей в сутки.
Однако нефтяные компании заявляют, что этого мало. Третий по величине в России нефтедобытчик, компания "Сургутнефтегаз", уже достигла установленного для нее правительством верхнего предела на экспорт нефти. Г-н Григорьев подтвердил, что "Транснефть" была вынуждена отказать этой компании в транспортировке части дневного объема добычи нефти. Положение компании "Сургутнефтегаз" является симптомом грядущей болезни всей российской нефтяной индустрии.
Многие крупные нефтедобытчики выражают готовность строить собственные нефтепроводы и терминалы для экспорта сырой нефти; при этом они утверждают, что готовы передавать новые объекты в эксплуатацию правительству в лице "Транснефти". Так, в частности, появился проект строительства морского терминала в Мурманске, куда предполагается подвести нефтепровод из Сибири.
Согласно заявлению г-на Федуна, вскоре должна состояться встреча представителей ведущих российских нефтедобытчиков с заместителем премьер-министра России Виктором Христенко, на которой предполагается обсудить проблему владения нефтепроводами. Как ожидается, эта проблема может быть разрешена в середине текущего года.