4 февраля 2003 года. Способы ведения Соединенными Штатами своей второй войны в Персидском заливе - если таковая случится - будут разительно отличаться от тех, которые были характерны для предыдущей войны, главным образом благодаря совершенствованию военных технологий.
Боеприпасы с лазерными и спутниковыми системами наведения повышенной точности. Дистанционно управляемые ударные авиационные системы, способные парить над полем боя и в нужный момент наносить удары по наземным целям, не подвергая риску жизни летчиков. Крылатые ракеты с мощными микроволновыми генераторами, способные выводить из строя иракские радиоэлектронные системы. Существенно усовершенствованные приборы ночного видения, тепловизионные устройства и глобальные спутниковые системы определения координат. Американские и союзные танки, лучше приспособленные к тому, чтобы избежать поражения огнем друг друга (в прошлой войне это была серьезная проблема), поскольку они снабжены системами опознавания "свой-чужой". И все вышепоименованные системы будут объединены в единую компьютеризованную систему боевого управления, работающую в реальном масштабе времени.
Никто не утверждает, что в результате внедрения новых технологий война станет легче. "Технологии изменились, - заявил недавно президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush), - но риски войны остаются". Тем не менее новые технологии - часть которых была впервые испытана в Афганистане - скорее всего будут играть важную роль в том, как американские войска станут искать и уничтожать иракских солдат и объекты.
В частности, новые американские авиабомбы с аппаратурой наведения по данным от глобальной спутниковой системы определения координат куда более точны, чем 90% авиабомб, сброшенных в первой войне в Персидском заливе. Самолеты огневой поддержки АС-130 теперь смогут принимать видеоинформацию о целях от беспилотных самолетов-разведчиков "Predator". Список новых беспилотных летательных аппаратов (БЛА) пополнят также самолеты-разведчики большой дальности действия RQ-4A "Global Hawk". Этот БЛА, оснащенный кино- фотокамерами, инфракрасными датчиками и радиолокаторами, способен совершать полет продолжительностью до 40 часов на высотах до 66000 футов (1 фут=0,30479 м) - то есть вне досягаемости огня зенитной артиллерии.
Некоторые военные теоретики утверждают, что в будущей войне сбор данных и доведение их до заинтересованных инстанций станет сравнительно более важным, чем танки, корабли и самолеты (то есть "платформы" оружия). Однако кое-кого такие тенденции беспокоят.
"Никакие технические достижения не способны изменить истинную природу войны, - говорит Милан Вего (Milan Vego), преподаватель Военно-морского колледжа в городе Ньюпорт, штат Род-Айленд. - Война определяется человеческой природой, сложностями человеческого поведения и человеческими ограничениями и физическими возможностями". Далее он отмечает: "Своевременная и полная информация будет иметь малую полезность, если в войне будет применяться неправильная стратегия и тактика".
Эволюция техники и технологии влияет на все элементы вооруженных сил - сухопутные, морские и воздушные. Но особенно высоки достижения в ВВС США, которые традиционно используют высочайшие технологии. Так, предполагается, что в новой войне им станут доступными маломощные ядерные авиабомбы, способные поражать сильно заглубленные и укрепленные объекты. Но даже "ястребы" вынуждены признать, что использование тактического ядерного оружия может обернуться большими неприятностями.