Когда-то высмеянная за размещение логотипов компании "Pizza Hut" на своих ракетах и за предоставление своих услуг богатым "космическим туристам", Россия может теперь найти выход из положения.
Смогут ли космические корабли советской эпохи заменить американские челноки в обеспечении жизнедеятельности крупнейшего научного проекта человечества: Международной космической станции (МКС)?
Похоже, что ответ будет положительным, если Соединенные Штаты окажут финансовую помощь - значительную помощь. Стесненное в финансах Российское космическое агентство ведет в настоящее время ревизию своих возможностей.
"Мы можем обеспечивать жизнедеятельность экипажа МКС и доставку ему необходимых грузов", - заявил бывший космонавт Георгий Гречко, занимающий ныне официальную должность в российской космической отрасли.
В российском бюджете предусмотрены средства на запуск к МКС в 2003 году двух пилотируемых кораблей "Союз", а также трех кораблей "Прогресс" для доставки грузов. Эти ракеты уже готовы, и один из "Союзов" может стартовать уже в апреле - может быть, без экипажа, для увеличения полезного пространства и количества топлива. "Российские корабли всегда были c экономической точки зрения более эффективными, чем американские челноки, и при должном финансировании мы сможем как минимум поддерживать функционирование станции", - говорит г-н Гречко.
"Если МКС продолжит свое существование, то это, несомненно, означает, что Россия должна будет играть главную роль в реализации этой программы, по крайней мере на данном этапе, - считает эксперт Института национальной безопасности и стратегических исследований Сергей Казеннов. - Существуют проверенные технологии и должным образом подготовленный персонал, однако российская космическая программа является банкротом. Она нуждается в деньгах".
Бюджет Российского космического агентства (РКА), равный 256 миллионам долларов США в год, выглядит карликом в сравнении с выделяемыми НАСА (Национальному управлению по аэронавтике и исследованию космического пространства) 15,5 миллиардами долларов США.
Затопив два года назад орбитальную станцию "Мир", Российское космическое агентство направило более половины своих скудных ресурсов на выполнение своих обязательств по проекту МКС, предусматривающих запуск к станции двух пилотируемых кораблей "Союз" и трех автоматических кораблей "Прогресс".
России придется значительно увеличить свой вклад, чтобы компенсировать отсутствие американских челноков. Один шаттл НАСА может доставить 30 тонн груза за рейс, в то время как полезная нагрузка "Прогресса" составляет менее трех тонн.
Одним из вариантов действий может стать отправка экипажа МКС на землю и перевод станции в спящий режим до тех пор, пока НАСА не возобновит полеты челноков в полном объеме, или пока не появится иная альтернатива. Однако специалисты опасаются, что этот вариант может обречь станцию на смерть, так как МКС и без того недостаточно финансируется, а работы над проектом отстают от графика на несколько лет. Кроме того, наполовину построенная станция, уже равная по размеру футбольному полю и весящая 200 тонн, нуждается в периодической корректировке орбиты, чтобы не произошло падение в атмосферу. В отсутствие мощных шаттлов эта процедура должна будет регулярно выполняться несколькими менее мощными российскими кораблями.
Катастрофа "Колумбии" последовала за рядом происшествий с европейскими ракетами "Ариан", созданными в рамках еще одной космической программы, цель которой обеспечить доставку грузов на МКС.
После взрыва космического корабля "Челленджер" в 1986 году НАСА прервало полеты челноков на три года, пытаясь выяснить причины происшествия. Никто не знает, сколько времени займет расследование катастрофы "Колумбии", по мнению экспертов, оно может занять несколько месяцев, если не лет. Однако проводимые на станции исследования и ее конструкция - МКС задумывалась как постоянная орбитальная лаборатория - требуют не менее шести полетов мощных американских шаттлов в год.
Троим космонавтам, находящимся на борту станции, ничего не угрожает, считают специалисты. Трехместный российский посадочный модуль "Союз" состыкован со станцией и может доставить космонавтов на землю в случае любой чрезвычайной ситуации.
Советская космическая программа, являвшаяся когда-то предметом гордости этой страны, становится крупнейшим рекламным щитом России. Стремясь заработать деньги, русские разместили как-то большую десятиметровую рекламу компании "Pizza Hut" на корпусе ракетоносителя "Протон". Четыре года назад "PepsiCo Inc." заплатила 5 миллионов долларов за то, чтобы надуть огромную копию банки с газировкой рядом с космической станцией "Мир". Сообщается, что российское космическое агентство обсуждает сделку стоимостью 400 тысяч долларов с итальянским домом моды "Donatella Versace" о разработке предполетной формы, тренировочных костюмов и одежды для отдыха для российских космонавтов - с размещением на видном месте лейбла дома моды. В 2001 году калифорнийский миллионер заплатил 20 миллионов долларов за полет в космос.
Тем не менее, российская космическая программа имеет потенциал для выживания. Соединенные Штаты сосредотачивали все свои усилия на создании флота многоразовых челноков, а Россия после распада Советского Союза прекратила испытания своего единственного аналогичного проекта, космического корабля "Буран". Сейчас это может выглядеть как мудрое технологическое решение. Из трех крупнейших космических катастроф с 1961 года две произошли с челноками.
"Одноразовые космические корабли дешевле строить, и они надежнее в эксплуатации", - отметил один из ведущих российских ученых в космической отрасли Роальд Сагдеев. Россия продолжает развивать лучшие разработки советской эпохи, а официальные лица говорят, что в следующем году ожидаются испытания новых моделей ракет "Союз" и "Прогресс".
Но сейчас, в отличие от советских времен, у России нет запасных космических кораблей. Чтобы компенсировать отсутствующие шаттлы, Россия должна построить новые корабли "Союз" и "Прогресс". Этот процесс может потребовать до двух лет и может стоить сотни миллионов долларов. Однако, по словам российских экспертов, технологии, возраст которых составляет 30 лет, хорошо обкатаны, и процесс строительства можно ускорить. "Нам необходима смена настроений в руководстве космической отрасли, - говорит Валентин Белоконь из Российской Академии Наук. - Наша промышленность до сих пор имеет огромный потенциал, она производила космические корабли "Союз" десятками и может добиться этого вновь".
Россия может даже взять на себя выполнение некоторых задач, которые ранее возлагались на шаттлы - например, установку тяжелых конструкций, солнечных батарей, лабораторных модулей и спальных отсеков.
Сконструированный в советское время ракетоноситель "Протон-М", совершивший свой первый полет два года назад - не без помощи американского частного сектора - может нести 22 тонны полезного груза, в то время как стоимость его запуска гораздо меньше, чем стоимость запуска американского челнока.
"Мы смотрим, что сейчас можно сделать, исходя из существующих ресурсов, - говорит представитель Российского космического агентства Вячеслав Михайличенко. - У нашей космической программы есть потенциал. Однако все упирается в финансирование. В нашем деле, если вы планируете что-либо на следующий год, деньги нужны сейчас".