Москва, 5 февраля 2003 года. РАО "ЕЭС России" контролирует мощности по производству электроэнергии в 100 ГВт, расположенные в 11 часовых поясах Российской Федерации, при этом часть оборудования выпущена еще до революции 1917 года. Российскому парламенту предстоит голосовать за план разукрупнения этой гигантской монополии, в которой насчитывается 680000 работников.
Критически важное второе чтение законопроекта, который имеет своей целью либерализацию электрического сектора, будет проходить на фоне проводимых в других странах мира аналогичных реформ, которые имели разрушительные последствия. Крах оптовых отпускных цен на электроэнергию после отмены их регулирования привел, например, к массовым отключениям электроэнергии в штате Калифорния, США.
В условиях сурового климата России неудача в реформировании огромного комплекса по выработке, передаче и распределению электрической энергии - в котором государству по-прежнему будет принадлежать 52% акций - не только разрушила бы хрупкую рыночную экономику, но могла бы оказаться смертельной для страны.
Анатолий Чубайс, бывший глава аппарата Кремля при президенте Борисе Ельцине и нынешний генеральный директор РАО "ЕЭС России", требует решительно порвать с прошлым. "Электрический сектор все еще работает в советском стиле, - говорит он. - Потребитель прикован к производителю. Нет никакого выбора, нет конкуренции и нет стимулов для снижения себестоимости или для инвестирования".
Г-н Чубайс настойчиво добивается полной либерализации электрического сектора посредством ликвидации находящихся под влиянием политиков энергетических комиссий, которые устанавливают цены. Он хочет, чтобы РАО "ЕЭС России", вместе с существующими региональными, вертикально интегрированными электрическими компаниями, в которых ему принадлежит обычно контрольный пакет акций, было разделено на конкурирующие между собой предприятия по производству электроэнергии и по ее распределению между потребителями.
Существует широко распространенное мнение в пользу реформы. Федор Трегубенко, аналитик коммунальных служб в московском отделении брокерской фирмы "Брансуик-Варбург" (Brunswick UBS Warburg), называет РАО "ЕЭС России" "крупнейшим и самым неэффективным генератором электрической энергии в мире". Его предприятия по производству электрической энергии неэффективны, оборудование в основном выпущено 30 лет назад, а высокие уровни численности работников делают производительность значительно ниже, чем в равных ей предприятиях на других нарождающихся или трансформирующихся рынках.
Доходы тоже искажены. Цены устанавливаются региональными и федеральными комиссиями по тарифам. В лучшем случае в результате получается высокозатратная система, которая никак не стимулирует снижения расходов и обеспечивает недостаточные доходы для получения адекватной прибыли и стимулирования инвестиций. В худшем случае в результате политического вмешательства субсидированная электрическая энергия направляется влиятельным потребителям.
Кое-какого прогресса удалось достичь в повышении эффективности и уходе от бартерных соглашений, которые не далее как в 1999 году все еще составляли две трети оплаты счетов этой корпорации. Но г-н Чубайс, команда которого пришла к руководству РАО "ЕЭС России" в 1998 году, стремится к более радикальным реформам.
Однако репутация г-на Чубайса как "большевика", готового на запутанные и безжалостные меры, еще больше усложняет процесс реформ. У него есть ряд очень сильных личных врагов и политических оппонентов, и ему приходится принимать в расчет интересы внешних инвесторов, которые купили акции РАО "ЕЭС России" и его региональных компаний в 1990-х годах, когда проводилась их частичная приватизация. Более того, намеченные на декабрь нынешнего года парламентские выборы вынудили многих политических деятелей выразить свои опасения, что либерализация может привести к росту цен и к проблемам с электроснабжением.
Есть здесь и более глубокая заинтересованность. Один лоббист сказал, что руководитель одной парламентской фракции запросил у него десятки тысяч долларов в обмен на свою поддержку. "Некоторые депутаты понимают, что это последнее в России выгодное дельце, на котором можно огрести большие деньги, и что другого такого законопроекта еще долго не будет", - говорит он.
Г-н Чубайс согласен с этим анализом и предостерегает, что без значительных новых инвестиций в ближайшем будущем системе грозит серьезный кризис. "Реформа и либерализация - это единственный реалистичный путь снижения цен и создания побудительных мотивов сокращать себестоимость производства электрической энергии, - говорит он. - За 2000 лет мирового исторического развития ничего более эффективного, чем конкуренция, для этого не найдено".
Однако остаются вопросы относительно темпов предлагаемых перемен. "Реформы нужны, но для того, чтобы они были успешными, необходимо также иметь независимый механизм регулирования, а самого монополиста не следует ставить во главе этих реформ", - говорит Кристоф Рул (Christof Ruhl), главный экономист московского отделения Всемирного банка (World Bank). В России оба эти условия пока находятся под вопросом.
Сторонники г-на Чубайса доказывают, что он один из тех немногих, кто способен провести необходимые реформы РАО "ЕЭС России". "Он понимает, что, если мы хотим иметь рыночную экономику, просто необходимо реструктурировать электрическую монополию, - говорят они. - Мы должны завершить реформу".
Г-н Чубайс с момента своего прихода на пост генерального директора 4 года назад способствовал изменению корпоративной культуры РАО "ЕЭС России", вводу новых автоматизированных информационно-управляющих систем и более прозрачной отчетности, а также искоренению коррумпированных бартерных сделок. Но цены акций РАО "ЕЭС России", когда-то лидера на российской фондовой бирже, упали и не дают такой прибыли, как акции аналогичных по масштабу предприятий.
Андрей Илларионов, экономический советник президента России Владимира Путина, недавно окрестил РАО "ЕЭС России" "национальным позором". Он утверждает, что г-н Чубайс задумал провести реформирование энергетической монополии таким образом, чтобы это способствовало его политическим целям и оставило в его руках монопольную власть над электрическим сектором посредством контроля над национальной сетью электропередачи.
Григорий Явлинский, глава либерального движения "Яблоко" и давний политический соперник, предостерегает, что политически влиятельные олигархи могут скупить значительные части этого сектора - за счет миноритарных вкладчиков и потребителей тоже. "Чубайс согласился с созданием бандитского капитализма, и пока он остается у власти, дверь черного хода всегда будет широко открытой", - говорит он.
Г-н Явлинский доказывает, что ни одной региональной электрической компании, которая будет создана в результате реформы энергетического сектора, не следует иметь одного какого-то акционера, у которого было бы более 40% акций. "Исключительно важно для нашей демократии и для развития малого и среднего бизнеса подорвать контроль олигархов", - говорит он.
Недавнее вмешательство г-на Путина заставляет предположить, что законопроекты о реформировании энергетического сектора вскоре будут приняты. Ходсон Торнбер (Hodson Thornber), бывший консультант по вопросам энергетики, являющийся сегодня исполнительным директором московского инвестиционного банка "Ренессанс Капитал" (Renaissance Capital), говорит, что результат кажется многообещающим. Однако он предостерегает: "Россия не будет вечно оставаться реформистски настроенной. Уроком реформирования электрического сектора повсеместно является то, что реформы затормаживаются. Вопрос в том, когда они остановятся вовсе".