Москва, 4 февраля 2003 года. Они прибывают в бесплатных местных автобусах и собираются кучками в зале, где торгуют продуктами питания. Они часами играют в видеоигры в компьютерном магазине "Союз". Это завсегдатаи московских "моллов" (mall - торгово-развлекательный центр, англ.), "базарные крысы" (приблизительный русский аналог "mall rats" - прим. пер.). Эти "крысы" - и ареалы их обитания - все еще достаточно редкое явление в Москве.
Первый молл - кричащий склеп роскошных магазинов, который появился в 1997 году под одной из главных площадей столицы - был скорее музеем, чем местом для совершения покупок. Позднее один турецкий розничный торговец начал открывать моллы на плотно заселенных московских окраинах. Сегодня в российской столице насчитывается 21 молл, по одному на каждые 500000 населения, меньше даже, чем в Варшаве, городе, который в 5 раз меньше Москвы. Однако ходят разговоры о том, что моллы приживутся в столице. Скамейки, обрамленные кустарниками аллеи и залы, где торгуют продуктами питания, в холодную погоду являются альтернативой для таких традиционных мест встреч подростков, как городские парки и улица Арбат.
"Здесь, в этом молле можно просто великолепно отдохнуть от своих родителей, - говорит 16-летний Анвар Ильясов, стоящий в магазине электроники а Мега-центре на юго-западе Москвы. - Мне о нем рассказали мои друзья". Разумеется, в советские времена эти самые родители ходили за покупками в ободранные магазины, где почти все было укрыто за стеклянными витринами, и где доминировали прямые линии. Понятное дело, поначалу они скептически отнеслись к моллам, думая, что эти торгово-развлекательные центры предназначены для удовлетворения прихотей только богатых людей. "Люди имели предубеждения против моллов, - говорит социолог московской маркетинговой фирмы "Validata Market Research" Мария Фолькенштайн. - Но сегодня они становятся обыденностью для всех".
Подростки не думают об ушедших советских временах. Им очень нравится американская культура, но они высмеивают американскую политику. Они с восхищением отзываются об американской музыке и кинофильмах. Английское слово "шоппинг" (shopping - хождение по магазинам) прочно вошло в их лексикон. Мега-центр в Москве является самым крупным в Восточной Европе, хотя он все же меньше, чем многие американские торгово-развлекательные центры. В нем есть закрытый каток, а с момента, когда он открылся в прошлом месяце, число его посетителей превысило 1,5 млн. человек. По данным маркетинговых исследований Мега-центра, посетителями московских моллов являются люди в возрасте от 25 до 45 лет. Большинство относится к верхней страте людей со средними доходами, то есть получает зарплату в размере 300-400 долл. США. Москвичи зарабатывают вдвое больше, чем в среднем по России.
Многие из старшеклассников стали подрабатывать, что является неслыханным для их родителей. Почти все посетители московских моллов из числа подростков принадлежат к семьям среднего класса, однако мало кто из них готов согласиться с определением "среднего класса". Одни говорят, что у их родителей из среднего класса есть роскошные импортные автомобили класса "мерседес". У каждых трех из пяти подростков в руках можно увидеть дорогие сотовые телефоны. Другие же, как, например, г-н Ильясов, говорят, что их родители не могут себе позволить купить автомобиль.
Пока еще рано говорить, что привычки потребителей полностью поменялись. Россияне традиционно ездят за покупками в центр Москвы. Но теперь, когда у многих появились собственные автомобили, поток покупателей сменил направление, и люди едут в пригородные моллы. В торгово-развлекательном центре на Каширском шоссе, г-жа Хлисталова и двое ее подруг судачили о своей жизни за гамбургерами и французскими чипсами. Ничего такого уж необыкновенного в моллах нет, согласились они. "Это место, куда мы идем, чтобы спастись от скуки, - сказала г-жа Хлисталова.