Худенькая, бледная, ростом не больше полутора метров 46-летняя Рихад Таха (Rihad Taha) руководит программой по разработке биологического оружия для режима Саддама Хусейна (Sadam Husein). Ее окрестили «доктор Вирус», и она не знает пощады: свои исследования по изучению сибирской язвы она проводила прямо на заключенных иракских тюрем, чтобы точно определить время, через которое они умрут. Пентагон утверждает, что в перечне основных целей Соединенных Штатов в грядущей войне против Ирака есть лишь одно имя, стоящее перед именем «доктора Вирус»: имя самого Саддама. Свою руку она могла приложить и к изготовлению химического оружия, найденного у членов группировки Аль-Каида, арестованных на прошлой неделе в Барселоне. Один из этих террористов хотел доставить это оружие в Гибралтарский пролив и подорваться вместе с ним вблизи американских и британских военных кораблей.
Самую опасную террористку наших времен окрестили «доктор Вирус». На одну ступень с ней на этой лестнице совершенных против всего человечества преступлений можно поставить лишь Саддама Хусейна и Усаму бен Ладена (Osama bin Laden). Британская контрразведка (М15) полагает, что именно доктор Таха приготовила яд рицин, который несколько недель назад заставил всю Великобританию трепетать от страха.
Доктор Рихад Таха родилась в Ираке 46 лет назад; пять лет своей жизни она посвятила изучению растительных ядов в одном из самых престижных университетов Великобритании. После этого Таха вернулась в Ирак, чтобы возглавить программу по созданию биологического оружия для режима Саддама Хусейна. И, как стало известно на прошлой неделе из источников, близких к разведслужбам Вашингтона и Лондона, именно она стояла за отправкой контейнеров с химическими отравляющими веществами, обнаруженными у террористов из Аль-Каиды при аресте Барселоне.
При помощи этого арсенала предполагалось организовать взрыв в Гибралтарском проливе, через который проходят британские и американские военные корабли, плывущие в сторону Персидского залива. По сведению из источников в секретных службах Вашингтона, найденные в Испании химические вещества являются частью от 3,9 тонн газа VX (одного из самых смертельных, токсичнее даже чем газ зарин), который, как сообщила «доктор Вирус» в 1991 году инспекторам ООН, был уничтожен: «Я сама присутствовала при уничтожении этого вещества».
Фабрика смерти
Британская служба контрразведки М15 полагает, что, когда Рихад Таха покинула в 1984 году Великобританию, она оставила в стране не только какое-то число террористов, о которых полиции ничего не известно, но и проект по созданию фабрики для производства патогенных бактерий. «У нас есть веские основания считать, что планы по строительству этой фабрики неизвестные нам террористы передали религиозным фанатикам, сумевшим проникнуть на территорию Великобритании под видом политических беженцев. Возможно, некоторые из этих людей - ученые, прошедшие подготовку у самой доктора Таха прежде, чем приехать в Великобританию», - заявляют сотрудники спецслужб. А пока что британская полиция ведет безрезультатные поиски в районе Манчестера и Борнмута. Предполагается, что фабрика может располагаться в одном из зданий, построенных бен Ладеном в Великобритании.
По мнению сотрудников ЦРУ, согласно планам «доктора Вирус», находившейся в момент терракта 11 сентября в Праге, пилоты-самоубийцы должны были распылить над Нью-Йорком патогенные бактерии. Тем не менее, даже если такой план существовал, он, на наше счастье, не был реализован.
Ростом не больше полутора метров, очень бледная и худая «доктор Вирус» - старшая дочь одной из самых известных и влиятельных семей Ирака. В настоящее время она живет в Багдаде, на вилле, построенной вблизи одного их многочисленных дворцов Саддама. Ее муж - Амер Рашид (Amer Rashid) - прежде занимал пост министра нефтяной промышленности и закончил в свое время Оксфордский Университет. В одном из документов М15 записано, что во время своей первой беременности Рихад Таха «несколько месяцев подряд занималась изучением возможности заражения детей западных стран гастроэнтеритом, приводящим к летальному исходу». В документах израильского «Моссада» содержатся сведения о том, что «доктор Вирус» проводила испытание вирусов ботулизма и сибирской язвы и яда рицина на заключенных иракских тюрем.
На прошлой неделе «Моссад» подтвердил, что в его распоряжении находятся неопровержимые доказательства «личного присутствия» Рихад Таха при проведении испытаний воздействия вируса сибирской язвы на «подопытных кроликов», в кроли которых выступали иракские заключенные. Испытания проводились в 80 километрах к югу от Багдада, на военных сооружениях в Парке Салман. Именно этот объект в первую очередь собираются посетить инспектора ООН в ходе проверок на территории Ирака.
В документах израильской разведслужбы говорится, что «доктор Вирус» наблюдала за тем, как заключенных привязывали к скамейкам, после чего «сверху, из трубы, вмонтированной в потолок, разбрызгивался состав, содержащий бактерии сибирской язвы, а доктор Таха вместе со своими помощниками засекала время, через которое они начинали умирать».
Но подготовка к этим экспериментам началась гораздо раньше, во время учебы в Великобритании, куда она прилетела в 1979 году первым классом рейса, прибывшего прямо из Багдада. В ее чемоданах были костюмы от Армани и джинсы известных французских модельеров. Таха взяла такси и отправилась в студенческий городок в Норвиче. До приезда в Великобританию она защитила диплом по заболеваниям сельскохозяйственных растений. В 1979 году ей было всего 23 года, и эта невысокого роста девушка с темными волосами обладала не слишком привлекательной привычкой постоянно покусывать стебли цветков, из-за чего испортила себе зубы - через некоторое время они пожелтели. Никто не мог в ней заподозрить фанатичного члена партии Саддама БААС.
Плохая студентка?
Ее внезапные отъезды на выходные в Лондон, где она встречалась с вышестоящим сотрудником иракской разведки, тоже ни у кого не вызвали подозрения. В те времена в Великобритании Саддама еще не считали угрозой. В конце восьмидесятых английские разведчики проводили бессонные ночи, боясь действий другого человека: тегеранского аятоллы. А Таха проводила бессонные ночи, штудируя учебники в своей комнате в Норвиче на Эрлхэм Роад. Ее сокурсники поражались работоспособности Рихад, хотя вряд ли из-за своего высокомерия она смогла найти себе много друзей в университете. Но абсолютно у всех вызывали жалость ее невысокие оценки на экзамене: никто и не подумал, что получать низкие баллы - это часть стратегии, специально придуманной для того, чтобы продлить пребывание в университете.
А, покинув университетские аудитории, Таха занималась совсем другими проблемами. Выбранный этой иракской студенткой план обучения давал ей доступ к засекреченной информации центра в Портон Даун по проведению секретных испытаний химического и биологического оружия, имевшегося у Великобритании. Именно благодаря этим секретным документам Таха изучила процессы распространения вирусов сибирской язвы, ботулизма, бубонной чумы и других отравляющих веществ биологического происхождения.
Таха познакомилась со способами распространения этих смертоносных веществ в коммерческих центрах и установкой взрывных механизмов, распыляющих споры сибирской язвы на стадионах. И, наконец, «доктор Вирус» научилась, как при помощи оборудования, которое не намного совершеннее того, что стоит в самой обычной университетской лаборатории, можно создать биологическое оружие.
В самом конце своего пребывания в Великобритании «доктор Вирус» (это прозвище ей дал Рольф Экеус - один из бывших инспекторов ООН по вооружению, работавший в Ираке), начала встречаться с исламскими группировками в Лондоне и на севере страны. Защитив диплом по микробиологии, Рихад Таха, прежде чем вернуться в Ирак, установила связи с радикально настроенными мусульманами, проживавшими на Туманном Альбионе.
Очень скоро молодая выпускница одного из британских университетов обратила на себя внимание генерала Амера Саади (Amer Saadi), получившего диплом доктора химических наук в Оксфорде. В то время этот человек руководил секретной программой по разработке биологического оружия. Таха смогла войти в весьма ограниченный круг иракцев, прошедших обучение в Великобритании и занимавшихся работой в этом направлении.
Лаборатории этих иракских ученых располагались в институте аль-Хазан ибн аль-Хатем (al-Hazan ibn al Hatem), в пригороде Багдада. После окончания войны в Персидском заливе «доктор Вирус» предоставила исчерпывающую документацию, согласно которой все патогенные вещества, находившиеся в этих лабораториях, были уничтожены. Ложь, как все потом поняли, была совершенно естественна для этой женщины.
На прошлой неделе, благодаря Рольфу Экеусу, стали известны некоторые стороны ее характера. «Мы все очень хорошо знали ее из-за напускного позерства, с которым так часто сталкивались во время допросов. В нормальном состоянии это была воспитанная женщина с плавными движениями, но внезапно у нее мог случиться приступ ярости, либо она могла разрыдаться. Она начинала страшно кричать, швырять стулья и вылетала точно фурия из комнаты, где мы проводили допросы», - заявил Экеус.
Некоторые из тех мусульман, с которыми она общалась в Великобритании, получили от нее приглашения приехать к ней в Багдад. К тому времени «доктор Вирус» уже сменила свои джинсы и костюмы от Армани на военную форму, которая нравилась Саддаму гораздо больше. Волосы Таха выкрасила хной, так что они стали одного цвета с водами Евфрата, протекавшего вблизи ее дома. За те годы, что «доктор Вирус» занималась разработкой методов для уничтожения миллионов невинных людей при помощи отравляющих веществ, она смогла превратиться в человека, вселяющего лишь ужас. Говорят, что однажды она пригрозила одному из своих подчиненных запереть его в помещении для проведения испытаний и пустить какой-нибудь смертоносный газ.
Друзья из Аль-Каиды
По мнению израильской разведслужбы «Моссад», «доктор Вирус» уже довольно давно поддерживает отношения с человеком, входящим в ближайшее окружение бен Ладена - Мохаммедом Бенсахрия (Mohammed Benskhria). В 2001 году Бенсахрия был арестован в Испании и депортирован в Германию. Можно назвать и еще одного из друзей Рихад Таха - это «посланник бен Ладена в Европе», известный под именем Абу Катада (Abu Qatada). Эти самые связи с террористами из Аль-Каиды и заставляют так внимательно следить за каждым ее шагом.
К своим 46 годам она заслужила не только свое ненавистное прозвище, но и славу, которая вряд ли будет ей по душе. Аналитик из Пентагона Брайан Андерсон (Brian Anderson) утверждает, что в списке основных целей в неминуемой войне против Ирака «есть лишь одно имя перед именем Рихад Таха, это имя самого Хусейна». Досье на эту женщину, которым располагает британская М15, занимает гораздо больше места, чем документы, собранные на обоих сыновей Саддама. Если Рихад Таха будет арестована, то на суде ей придется отвечать как военной преступнице. Хотя, скорее всего, она себя отравит одним из своих ядовитых изобретений.
А между тем многие ученые из стран, где правят режимы, поддерживающие террористические организации, продолжают учебу в Великобритании и имеют доступ к самым секретным лабораториям и документации. М15 не исключает возможности, что некоторые из них собираются продолжить дело, начатое «доктором Вирус».