7 февраля 2003 года. Президент Джордж Буш-младший (George W. Bush) и государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) умело продемонстрировали, что Ирак прячет свое оружие, что Саддам Хусейн (Saddam Hussein) является лживым негодяем и что иракским официальным лицам следовало бы быть менее словоохотливыми в разговорах по телефону. Но они не сумели доказать, что решением является нападение на Ирак.
Если вы видели, как парней разрезает на части пулеметная очередь, тогда вам известно, что к войне следует прибегать лишь в крайнем случае. И мы до этого пока не дошли. У нас по-прежнему есть более хороший вариант: сдерживание.
Вот почему в Пентагоне (министерство обороны США - прим. пер.) гражданские руководители полны энтузиазма, тогда так многие люди в военной форме осторожничают. Бывшие генералы вроде Нормана Шварцкопфа (Norman Schwarzkopf), Энтони Зинни (Anthony Zinni) и Уэсли Кларка (Wesley Clark) все выражают озабоченность по поводу спешки с началом войны.
"Откровенно говоря, меня некоторым образом взволновали некоторые из высказываний Рамсфелда (Donald Rumsfeld - министр обороны США - прим. пер.)", - сказал генерал Шварцкопф корреспонденту газеты "The Washington Post", добавив при этом: "Я думаю, нам очень важно выждать, чтобы увидеть, с чем придут инспекторы". [Белый дом, очевидно, нанес генералу Шварцкопфу запоздалый превентивный удар, ибо теперь тот отказывается от интервью.]
Что касается генерала Зинни, он сказал о "ястребах": "Я не знаю, на какой планете они живут, потому что это не та планета, по которой хожу я". В одном своем выступлении в вашингтонском Институте Ближнего и Среднего Востока (Middle East Institute) в октябре прошлого года он заявил: "Если мы хотим решить это путем применения силы, то мы избрали неверный путь. Прежде всего, я не вижу в этом необходимости. Во-вторых, я думаю, что война и насилие - крайние средства".
"Ястребы" часто сравнивают Саддама с Гитлером (Adolf Hitler), утверждая, что, если сегодня мы не выступим против него в Багдаде, то завтра нам придется столкнуться с ним на Средиземноморье. То же самое говорили о Гамале Абдель Насере (Gamal Abdel Nasser) из Египта, которого Запад сравнивал с Гитлером 1950-х и 1960-х годов. Но, как и в случае с Насером, эта аналогия неверна: Саддам, быть может, не менее отвратителен, чем Гитлер, но он не имеет возможности вторгнуться на территорию своих соседей. Его армия находится в состоянии упадка еще с тех времен, когда ее продвижение остановил Иран, и поэтому завтра он не будет представлять угрозы для нас; более вероятно, он будет мертв.
Более точно сравнивать его с Муаммаром Каддафи (Muammar el-Qaddafi) из Ливии, которого в свое время именовали Гитлером 1980-х годов. Саддам и полковник Каддафи мало изменились с тех пор, но в то время мы поносили г-на Каддафи, тогда как Рамсфелд пытался очаровать нашего человека в Багдаде.
В 1980-х годах Ливия проводила агрессивную внешнюю политику, пытаясь стать обладательницей оружия массового поражения (ОМП), проигрывая воздушные сражения с американскими самолетами и занимаясь терроризмом. Ее террористы устроили взрыв в одном берлинском ночном клубе, куда частенько заглядывали американские военнослужащие, и взорвали авиалайнер компании "Pan Am" над Шотландией.
Ливия никогда не была военной державой такого масштаба, как Ирак, но больше занималась терроризмом. К слову сказать, в 1980-х можно было не менее успешно доказывать необходимость вторжения в Ливию, чем сегодня доказывать необходимость вторжения в Ирак. Но президент США Рональд Рейган (Ronald Reagan) мудро предпочел сдерживать Ливию, а не нападать на нее - и это сработало. Не думает ли кто-нибудь, что сегодня мы были бы в лучшем положении, если бы тогда вторглись в Ливию и оккупировали ее, после чего по нашим солдатам в пустыне в течение 20 лет стреляли бы бедуины?
Это верно, как сказал вчера вечером президент Буш-младший, что Саддам пытается играть с нами в игры. Но инспекторы еще в 1990-х годах доказали, что они не болваны; они добились прогресса и уничтожили куда больше вооружений, чем было уничтожено вооруженными силами США в ходе войны в Персидском заливе.
Даже если Саддам и сумеет укрыть существующие вооружения от инспекторов, он не сможет их совершенствовать. И ему не удастся создать ядерное оружие. Обнаружить ядерную программу сравнительно просто, отчасти потому, что для ее осуществления нужны большие заводы и электрические мощности. У инспекций есть реальные недостатки, но они способны помешать Саддаму создать собственное ядерное оружие.
Далее встает вопрос о ресурсах. Не говоря о жизнях, война и восстановление обойдутся в 100-200 млрд. долл. США. Иначе говоря, каждому американскому налогоплательщику придется заплатить от 750 до 1500 долл. США, которые можно было бы с успехом потратить на другие цели. Мы могли бы сделать больше для своей страны, израсходовав эти деньги на образование или профинансировав крупную кампанию по развитию гибридных автомобилей или автомобилей с двигателями на водороде, а также приняв другие меры к достижению большей энергетической независимости.
Итак, хотя президент Буш-младший и сумел красноречиво доказать, что у нас есть все оправдания, чтобы вторгнуться в Ирак, будет ли такой шаг мудрым? Действительно ли это лучший путь потратить тысячи жизней и по меньшей мере 100 млрд. долл. США?