Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Теперь ход Владимира Путина

На огромной шахматной доске, где разыгрывается иракская партия, очередной ход теперь за г-ном Путиным

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Владимир Путин занял такую позицию, которая позволяет его стране извлечь максимум выгод из иракской войны, подвергаясь наименьшему риску во время продолжающихся политических баталий. Российский лидер на этой неделе намерен навестить своих немецкого и французского коллег как всего один из трех вышеназванных лидеров, который пользуется доверием г-на Буша-младшего, что является драматичной демонстрацией одной из самых важных в мире стратегических перемен с 11 сентября.

10 февраля 2003 года. Когда в наши дни россиян спрашивают о перспективе войны в Ираке, они ведут себя на удивление чопорно, как если бы были посвящены в великий геополитический секрет, поделиться которым они могут только с самыми близкими своими друзьями.

Ужесточающаяся риторика президента Владимира Путина против Саддама Хусейна (Saddam Hussein) и решение Вашингтона назвать международными террористами две или три чеченские группировки, о чем сообщается в сегодняшнем номере нашего издания, подчеркивают новую динамику российско-американских отношений.

Президент Путин знает, что его страна, пожалуй, больше, чем любая другая, выгадала от возглавляемой Соединенными Штатами войны с терроризмом, и в противоположность расхожему мнению он понимает, что его страна, возможно, станет одним из главных бенефициариев смены режима в Ираке.

Каким бы ироничным это ни казалось, но это делает Россию одной из лучших надежд Вашингтона на то, что ей удастся путем посредничества разрешить противоречия между союзниками в Организации Объединенных Наций (ООН), где роль спойлера - эта давняя специальность Москвы - сегодня выпадает на долю Франции.

В конце недели ситуация стала еще более напряженной, когда в сегодняшнем номере журнала "Der Spiegel" появились высказывания немецких источников в связи с новой французско-германской инициативой по разрешению иракского кризиса, которая предусматривает, в том числе, "вторжение" в эту страну войск ООН для ее принудительного разоружения. Эта идея казалась скорее пробным шаром, чем окончательным планом, и даже французские официальные лица возражали против того, чтобы ее принимать.

Тот факт, что французы в то же время делают дипломатический пируэт, направляя в район вероятных боев свой авианосец, не смягчает удара по Вашингтону в результате столь внезапного дипломатического нападения. Оно еще больше усложняет жизнь г-ну Бушу-младшему (George W. Bush) в момент, когда он энергично агитирует за то, чтобы переубедить своих и союзных скептиков до того, как в ближайшую пятницу, в День Святого Валентина, появится новый доклад инспекторов ООН по вооружениям.

Президент Владимир Путин занял такую позицию, которая позволяет его стране извлечь максимум выгод из иракской войны, подвергаясь наименьшему риску во время продолжающихся политических баталий. Российский лидер на этой неделе намерен навестить своих немецкого и французского коллег как всего один из трех лидеров, который пользуется доверием г-на Буша-младшего, что является драматичной демонстрацией одной из самых важных в мире стратегических перемен с 11 сентября.

Весьма критически приуроченное решение Америки о включении определенных чеченских группировок к свой официальный список международных террористических организаций является еще одним показателем, что Соединенные Штаты, возможно, заключили с Россией сделку с тем, чтобы добиться поддержки ею своей позиции в отношении Ирака. Г-н Путин, со своей стороны, в недавнем выступлении в Киеве сменил тональность, заговорив так, как следовало бы говорить лидеру, который готовит свою общественность к войне. Хотя он по-прежнему подчеркивал, что дипломатия пока еще не исчерпала себя, он добавил: "Если Ирак будет противиться этим инспекциям, если он станет создавать проблемы для инспекторов, я не исключаю, что Россия может изменить свою позицию. И мы вместе с другими членами Совета Безопасности (СБ), включая и Соединенные Штаты, намерены работать над иными решениями, которые будут более жесткими, чем ныне действующие.

Если г-н Путин в конечном итоге станет на сторону Соединенных Штатов, вероятность того, что ему будут возвращены примерно 9 млрд. иракского долга, станет гораздо выше, чем в данное время. Инсайдеры говорят, что официальные лица США уже дали ему конфиденциальные заверения, что российские компании смогут сохранить за собой и даже расширить имеющиеся у них на руках контракты на разработку иракских нефтяных месторождений.

Кое-кто утверждает, что рост добычи нефти в Ираке повредит российским интересам, поскольку вызовет падение мировых цен на нефть, но это может случиться через многие годы. В краткосрочной перспективе сундуки Москвы могут наполниться благодаря увеличению цен на нефть в период подготовки и проведения военной акции, а в долгосрочной перспективе может повыситься влияние российских нефтяных компаний, которые получат возможность более тесно познакомиться изнутри с вторыми в мире по величине нефтяными месторождениями.

Г-ну Путину по-прежнему угрожает оппозиция со стороны его внешнеполитической элиты, которая разделяет с французами и немцами страхи, связанные с американским превосходством в военной мощи, и хотела бы эту мощь уравновесить вместо того, чтобы поощрять ее использование в Ираке. Однако в данное время единственная внешнеполитическая элита в Москве, которая хоть что-то значит, это сам г-н Путин. А российский президент играет в расчете на длительную перспективу.

На вопрос, что станет делать Россия, если ей придется выбирать между французами и американцами, одно высокопоставленное официальное лицо в Москве раздраженно ответило: "Что нам могут дать французы? - Немного икры и, быть может, шампанского?". По его словам, американцы, напротив, уже помогли России решить проблему с талибами на юге, которую россияне одни никогда бы не смогли решить. Опять-таки американцы, а не французы могут помочь России выдержать ядерную угрозу со стороны Северной Кореи.

Россияне также радостно приветствовали решение государственного секретаря США Колина Пауэлла (Colin Powell), в своем выступлении на прошлой неделе указавшем на существование связи между "Аль-Каидой" и Абу Муссабом аль-Заркави (Abu Mussab al-Zarqawi), которого, как заявил г-н Путин, пригрел у себя Ирак, и который руководил террористической сетью и готовился к операциям против России, находясь в Панкисском ущелье и в Чечне. "Заговор, в котором они участвуют, не просто болтовня, - сказал он. - Члены сети Заркави говорят, что их целью было убивать россиян смертоносными токсинами".

Кое-кто заявляет, что теплые личные отношения с г-ном Бушем-младшим имеют решающее значение для этого нарождающегося союза начиная с их первой встречи в Любляне, Словения, в июне 2001 года, всего за 3 месяца до 11 сентября. Именно тогда г-н Путин достал из кармана нательный крестик своей матери, а г-н Буш-младший заглянул россиянину в глаза и, как известно, разглядел его душу.

Одиннадцатого сентября президент Путин был первым иностранным лидером, который по телефону немедленно выразил соболезнования и обещал поддержку, а также отменил некоторые военные учения, которые могли бы отвлечь американскую разведку от вновь возникшей перед ней угрозы. Персональные жесты такого рода очень ценятся г-ном Бушем-младшим.

Существуют, однако, и более реалистичные политические объяснения этому расцветающему партнерству. В ходе одного из самых любопытных в истории поворотов интересы и возможности России делают ее естественным партнером в деле отражения новых угроз 21-го века - терроризма и распространения оружия массового поражения (ОМП) - тогда как на протяжении большей части 20-го века она была для Америки врагом #1.

Именно благодаря этому, г-н Путин сегодня занимает то положение, в котором ему и хотелось бы оказаться, - находится в оптимальной позиции для осуществления посреднической миссии между англо-американским союзом, с одной стороны, и франко-германской точкой зрения, с другой. Однако ему не удастся находиться в этой позиции длительное время - и г-н Буш-младший ожидает от своего нового друга как можно более скорой поддержки. На огромной шахматной доске, где разыгрывается иракская партия, очередной ход теперь за г-ном Путиным.