Российский президент не видит «оснований для проведения военной операции» и просит продлить сроки пребывания инспекторов в Ираке.
Вчера российский президент Владимир Путин выступил за, возможно, последнюю попытку предотвратить войну против Саддама Хусейна (Sadam Husein), то есть за совместный план Парижа и Берлина, предлагающих направить в Ирак голубые каски и под их охраной проводить еще более интенсивные инспекторские проверки. «В настоящее время мы не видим оснований для начала военной операции», - четко дал понять российский президент, находившийся вчера с официальным визитом в Берлине. После этого Путин высказался за предоставление «инспекторам всего необходимого для успешного продолжения их миссии». Этими словами российский президент подвел итог франко-германской инициативе.
После нового доклада работавших в Ираке инспекторов по вооружению, сделанного в пятницу на заседании Совета Безопасности ООН, от лица Парижа и Берлина с мирным планом урегулирования конфликта выступил министр обороны Германии Петер Штрук (Peter Struck). Путин избежал разговоров о «франко-германском плане», однако заявил, что в Совете Безопасности формируется фронт, который попытается убедить Вашингтон не начинать в настоящий момент военную операцию. «Полагаю, что любому внимательному наблюдателю очевидно, что позиции России, Франции и Германии практически совпадают. Мы действуем в тесном сотрудничестве. Такую же позицию занимает и Китай, а, по нашему мнению, и большая часть членов Совета Безопасности», - заверил президент.
«Мы убеждены, что необходимо продолжать упорные поиски мирного решения иракской проблемы (┘) и что односторонние военные действия приведут лишь к страданию миллионов невинных людей и увеличению напряженности во всем регионе», - подчеркнул российский президент. Путин заявил, что Москва, в любом случае, продолжит координировать свои действия с Вашингтоном. А, кроме того, стараясь успокоить разгоравшиеся страсти, российский президент отверг возможность формирования каких бы то ни было ростков «антиамериканского настроения».
Согласно сообщению журнала «Der Spiegel», работа над совместной инициативой канцлера Германии Шредера (Schroeder) и французского президента Жака Ширака (Jacques Chirac) идет с начала этого года. Берлин и Париж полагают, что военный вариант решения конфликта может быть лишь последним средством, когда все остальные попытки мирного разоружения Саддама Хусейна не оправдают себя. И суть вышеупомянутой инициативы состоит в трансформации данной позиции в реальные действия.
Согласно предложению Парижа-Берлина, Ирак должен быть превращен в протекторат ООН, контролируемый с воздуха самолетами-истребителями, а на суше - патрулируемый голубыми касками, в обязанности которых будет входить охрана инспекторов по вооружению (их количество должно утроиться). Кроме того, должен быть введен перечень жестких санкций - на случай если Хусейн начнет ставить препятствия разоружению страны. Выступая со своим предложением, Париж и Берлин повторно обращаются к некоторым спорным моментам прошлогодней резолюции ООН #1441. О некоторых аспектах совместной инициативы стало известно из выступления французского министра иностранных дел Доминика де Вильпена (Dominique de Villepin) в ответ на сделанный в среду Колином Пауэллом (Colin Powell) доклад.
Франция и Германия предлагают, кроме того, создать новый международный трибунал, который занимался бы нарушениями Ираком резолюций ООН и несоблюдением правящим режимом Саддама Хусейна прав человека. В том случае, если Саддам не согласится со значительной потерей суверенитета - что предполагается выше обозначенными условиями - может быть отдан приказ на проведение военной оккупации страны. Но это последнее действие должно быть узаконено международным сообществом, а не являются эксклюзивным предложением Соединенных Штатов.
Лишь в этом случае даже Германия, выступающая против проведения какой бы то ни было военной операции в Ираке, согласится направить в эту страну своих военных в составе международного контингента. Об этом сообщили официальные источники в Берлине. На самом же деле определенная часть парижско-берлинской инициативы действительно должна рассматриваться именно через призму позиции Германии. При соглашении других стран с франко-германской инициативой Берлин сможет выбраться из тупика, в который он сам себя загнал, категорично высказавшись против участия любой военной кампании, даже в том случае, когда с началом войны согласятся все остальные члены Совета Безопасности.